Санные конки. Как в Петербурге отказались от вагонов

Как известно, до того как на улицах появился трамвай, основным видом общественного транспорта в Петербурге служила конка. Зимой ее движение осложнялось погодными условиями, что причиняло владельцам конно-железных дорог массу хлопот. Возникла идея: заменить на некоторых линиях вагоны на пассажирские сани. Подробности этого ноу-хау — в документах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Санные конки. Как в Петербурге отказались от вагонов | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

С рационализаторским предложением правление акционерного общества конно-железных дорог обратилось в городскую управу в октябре 1877 года. Речь шла главным образом о тех линиях конки, которые полностью или частично пролегали по окраинам и предместьям — на Охте, в Лесном, Лигове.

В прошении общества говорилось: «В течение зимнего времени крайне затруднительно производить движение вагонов по тем линиям сети, которые пролегают по окраинам города, в местнос­тях, где не производится очистка улиц от снега домовладельцами», поэтому «очистка пути от снега в таких местностях обходится Правлению гораздо дороже, чем в других местах…». К тому же окраинные линии, как правило, вели к дачным поселениям горожан и в зимний период были не так востребованы, как летом.

Городская управа передала ходатайство на рассмотрение Городской думы, а та в свою очередь признала возможным «допустить замену вагонного движения санным, в виде опыта, на одну зиму». В архиве сохранились изображения саней на 4, 6, 9, 13 и 17 мест. Движение было разрешено согласно расписанию, утвержденному управой.

Как указывалось в одном из документов, «правление обязано подчиниться при санном движении всем условиям контракта и производить в пользу города % плату, как за движение в вагонах».

В следующие несколько зим ситуация повторялась, и вновь на некоторых маршрутах конно-железных дорог вагоны заменяли санями. Самый поздний документ о санном движении конок, который удалось обнаружить в архиве, — расписание на зиму 1881–1882 годов. Выяснить, когда эксперимент прекратился и по какой причине, пока не удалось.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#транспорт #история #конка #трамвай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (7122) от 04.03.2022 под заголовком «Санные конки».


Комментарии