Пущено под откос 5 494 эшелона врага. Партизанская «рельсовая война»
Довести разрушения коммуникаций в тылу врага до степени катастрофической, такую задачу ставила Ставка перед партизанами. С середины 1943 года советскими чекистами вместе с руководителями партизанских соединений были разработаны и проведены три масштабных операции по разрушению железных дорог и мостов. В историю эти операции вошли под названием «рельсовая война» против фашистских оккупантов, последняя операция завершилась 26 июня 1944 года.

Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно / Фото: Public Domain
Железные дороги, проходящие через Белоруссию, стали одним из главных объектов для нападений партизанских отрядов и диверсионных групп чекистов уже с первых дней оккупации. Это приводило к срыву оперативных и стратегических планов гитлеровцев. В 1943 году эту работу решено было еще более усилить.
24 июня 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принимает постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны». В документе одобрялся представленный на рассмотрение ЦК план развертывания партизанской «рельсовой войны» в тылу немецких оккупантов как наиболее эффективный способ нанесения ущерба немецким захватчикам.
В соответствии с принятым постановлением были разработаны три операции, следующие одна за другой. Первая так и называлась «Рельсовая война» и была проведена с 3 августа по 15 сентября 1943 года для оказания помощи Красной Армии в разгроме немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года. Позднее название операции как термин распространился на все прочие партизанские акции, связанные с разрушением железнодорожных путей в тылу врага.
В период первой операции только в Белоруссии движение по железным дорогам парализовалось на сроки от 15 до 30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направленные немцами в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 процентов. Оккупанты понесли большие потери как в живой силе, так и в паровозах, вагонах.
Вторая операция партизан под названием «Концерт» была проведена с 19 сентября до конца октября 1943 года. Она совпала с осенним наступлением Красной армии и противодействовала организованному отступлению немцев. За этот период было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, разрушено 72 железнодорожных моста, уничтожено 30 тысяч немецких солдат и офицеров.
Третий этап «рельсовой войны» приурочили к крупномасштабной наступательной операции советских войск в Белоруссии «Багратион», начавшейся 23 июня 1944 года. В результате были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, парализованы перевозки врага на нескольких дорогах, что способствовало успешному наступлению советских войск.
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. Обе эти операции вошли в летопись Великой Отечественной войны как крупные, массированные удары партизан по железнодорожным коммуникациям, согласованные со Ставкой Верховного Главнокомандования и имели важное оперативно-стратегическое значение. Кроме того, приобретенный опыт использовался в дальнейших действиях против немецких войск.
За все время «рельсовой войны» было пущено под откос 5 494 воинских эшелона, 33 546 вагонов и платформ, подорвано 339 железнодорожных и 762 шоссейных моста, уничтожено 73 самолета, 397 танков и танкеток, 120 бронемашин, 2510 автомобилей, 145 складов, разгромлено 102 гарнизона оккупантов.
В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвященные «Рельсовой войне».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материалы рубрики
Авиационная техника в Анненкроне. Путешествие в сердце Выборга
«Любовь к Отечеству, а не к нарядам». Как изменился кадетский корпус при Екатерине II
Дом культуры застрельщиков революции. История КЦ «Троицкий»
Любитель скорости. Как Николай I разъезжал по Петербургу
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии