«Пулково» как прообраз «Внуково»

В публикации «Окна в небо» от 26 мая, посвященной 90‑летию аэропорта «Пулково», отмечалось, что сотрудникам Объединенного музея гражданской авиации в Петербурге удалось вернуть справедливость, определив авторство здания аэровокзала, ставшего впоследствии терминалом «Пулково-2» (ныне его занимает Центр деловой авиации).

«Пулково» как прообраз «Внуково» | Проект аэровокзала в Ленинграде, подготовленный Генрихом Майзелем и Евсеем Витенбергом./Из фондов Объединенного музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Проект аэровокзала в Ленинграде, подготовленный Генрихом Майзелем и Евсеем Витенбергом./Из фондов Объединенного музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге

Прежде считалось, что оно было построено в 1951 году по проекту группы архитекторов, в числе которых были известные ленинградские зодчие Александр Гегелло и Наталья Лансере.

На самом деле они реконструировали довоенное здание, а не строили новое. В фондах музея сохранился эскиз первоначального сооружения с подписями авторов — двух молодых тогда архитекторов Генриха Майзеля и Евсея Витенберга. Биографических сведений о них известно крайне мало, и лишь благодаря материалам Научного архива Российской академии художеств, ­Центрального государственного архива Санкт-Петербурга и ­Центрального государственного архива литературы и искусства удалось уточнить некоторые подробности.

Майзель.JPG
Генрих Майзель, конец 1920‑х гг. Публикуется впервые. / Из фондов Научного архива Российской академии художеств

Генрих Владимирович Майзель родился в 1906 году в Витебске. Когда же его семья перебралась в Петербург, отец стал работать провизором в одной из аптек, а мать осталась домохозяйкой. Творческий путь он начал в середине 1920‑х годов в Архитектурном техникуме, затем поступил в Художественно-технический институт. Там на архитектурном факультете в то время работали такие ­мэтры, как Андрей Белогруд, Лев Руднев и Ной Троцкий.

Педагоги высоко оценивали учебные работы Майзеля, часть из них была даже напечатана в профессиональных сборниках. После окончания вуза он участвовал в строительстве Института инженеров гражданского воздушного флота (ул. Пилотов, 18, корпус 4). Сейчас там размещается авиакомпания «Россия».

Его будущий коллега Евсей Яковлевич Витенберг родился в 1903 году в Вильно (ныне Вильнюс). Жил с матерью, об отце информации найти не удалось. ­После школы поступил в Горный институт, но учеба не заладилась. Юноше подвернулась работа в плакатной мастерской Декоративного института, это и предопределило его будущую стезю. После окончания Художественно-технического института в 1928 году Витенберг спроектировал дом инженерно-технических работников треста «Лакокраска» на нынешнем ­Каменноостровском проспекте, 22.

Витенберг (1).JPG
Евсей Витенберг, конец 1920‑х гг. Публикуется впервые. / Из фондов Центрального госархива литературы и искусства

В 1936 году по проекту Майзеля и Витенберга началось возведение нового аэровокзала взамен старого деревянного. Однако случилась беда: в 1937 году Майзель был арестован. Его обвинили в шпионаже и диверсионной деятельности в пользу Польши: он якобы передавал секретную информацию о ходе строительства, обо всех авиапроисшествиях и количест­ве подвижного состава. Кроме того, ему вменяли подготовку террористического акта против Жданова. Архитектора, которому не было еще и 32 лет, расстреляли, после чего из периодической печати и документов исчезли все упоминания о строительстве здания и его авторах.

Витенберга репрессии обошли стороной, он уехал в Москву, где пригодился предыдущий опыт его работы. Совместно с архитектором Николаем Щетининым он спроектировал аэровокзал «Внуково». Если сравнивать первоначальный облик ленинградского аэровокзала и московского «Внуково», то они очень похожи. К началу лета 1941 года в нем завершали отделку интерьера, торжественное открытие было приурочено к Всесоюзному дню авиации — 18 августа. Помешала война…

Архитектора Витенберга эвакуировали в Нижний Тагил, где по его проекту возводили дома в поселке Уралвагонзавода. В дальнейшем он руководил застройкой нового города — ­Ангарска, потом участвовал в проектировании и застройке Кохтла-Ярве в Эстонии.

Что же касается ленинградского аэропорта, то с началом войны он из Пулкова переехал в район Ржевки, а недостроенный корпус аэровокзала оказался под ­обстрелами. На немецкой аэрофотосъемке видно, что он был уже подведен под крышу.

После войны строительство и отделку завершили уже другие архитекторы. А недавно нынешний аэровокзал «Пулково-2» полностью отреставрировали. По архивным чертежам и фотографиям восстановили оригинальные мозаики, светильники и решетки.

#Пулково #аэровокзал #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7231) от 12.08.2022 под заголовком ««Пулково» как прообраз «Внуково»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».