Пули с «серпантинки». В Петербурге обсудили вопросы памяти жертв политических репрессий
В нашем городе впервые прошло выездное заседание федеральной межведомственной рабочей группы, которая координирует государственную политику по увековечению памяти жертв политических репрессий.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Концепцию этой политики по прямому поручению президента правительство России утвердило еще 15 августа 2015 года. В ней, в частности, говорится: «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий».
После принятия документа глава государства организовал рабочую группу - из историков, представителей музейного и научного сообщества, представителей власти. Едва ли не самым важным результатом ее деятельности стало открытие в прошлом году в Москве мемориала «Стена скорби», посвященного памяти жертв политических репрессий.
- Мы регулярно проводим наши выездные заседания, чтобы проверить, как концепция реализуется на местах. Уже побывали в Архангельской области, Карелии, в Мордовии, на Дальнем Востоке, - отметил руководитель группы Михаил Федотов, глава действующего при президенте России Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
В Петербурге члены делегации почтили память жертв репрессий у Соловецкого камня на Троицкой площади, у шемякинских сфинксов и памятника Анне Ахматовой на Воскресенской набережной, посетили места массовых расстрелов и захоронений - Левашовскую пустошь, Ковалевский лес, кладбище Памяти жертв 9-го января. Побывали в музеях, в администрации города. Там, в частности, обсуждали, можно ли использовать в качестве филиала Музея политической истории одно из зданий опустевшей тюрьмы «Кресты».
Итоговое заседание рабочей группы состоялось в Смольном. В нем участвовали представители музеев, «Мемориала», центра «Возвращенные имена». Наболевших вопросов оказалось очень много - вплоть до самых практических.
- Когда несколько лет назад вандалы осквернили Соловецкий камень, оказалось, что у него нет хозяина. Тогда мы инициировали инвентаризацию памятников и памятных знаков, связанных с темой политических репрессий, и выяснили, что многие из них фактически ничейные. Для одних удалось найти хозяина, для других пока нет, - отметил уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов.
Еще одна инициатива городской рабочей группы - установить в Петропавловской крепости памятный знак, напоминающий о том, что в 1918 - 1919 годах она тоже стала лобным местом.
- Нам говорят, что крепость находится под охраной ЮНЕСКО и поставить там памятник или даже памятный знак очень сложно. Но почему-то не самые художественные произведения из папье-маше, покрашенные под бронзу, там выставляют без особых проблем, - посетовал Шишлов, намекая на временную «Аллею российской славы», которую и мы не обошли вниманием (см. «Штампованный патриотизм» от 11 сентября).
Как пояснила ученый секретарь Музея истории города Ирина Карпенко, в 2010 - 2014 годах в одиннадцати могильных ямах у стен Головкина бастиона археологи обнаружили останки не менее 190 человек. Недавно наконец-то принято решение о месте их погребения - на кладбище Памяти жертв 9-го января, бывшем Преображенском, где в 1930-х годах тайно хоронили тех, кто умер в ленинградских тюрьмах.
На заседании отмечалось, что наименьшее беспокойство вызывает сегодня мемориал «Левашовская пустошь»: в 2015 году он был занесен в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Хотя и остаются серьезные вопросы о том, какой из комитетов Смольного должен заниматься его содержанием. А вот Ковалевский лес никакого статуса не имеет. Там возник стихийный мемориал, оформленный, главным образом, православным братством Св. Анастасии Узорешительницы.
- Сейчас лес глухой, заросший, а мог бы стать парком памяти, рассказывающим не только о государственном терроре в СССР, но и о гуманитарных катастрофах ХХ века во всем мире, - отметил сопредседатель СПб историко-просветительской общественной организации «Мемориал» Александр Даниэль. - К тому же многое там сохранилось нетронутым с довоенных времен.
Еще в начале 2010-х годов общественные деятели предлагали создать в Ковалевском лесу музейно-мемориальный комплекс федерального значения. Идею даже одобрил президент страны - эту должность занимал тогда Дмитрий Медведев. Но все уперлось в то, что лес расположен на территории Ленобласти, да еще и в черте Ржевского артиллерийского полигона Минобороны. В результате решение вопроса потонуло в ворохе бумаг.
- Резюме: разговор должен быть предметным, поэтому надо привлечь экспертов - архитекторов и ландшафтных дизайнеров и попытаться получить президентский грант для разработки эскизного проекта, - подчеркнул Михаил Федотов.
До сих пор не установлен памятник жертвам Кронштадтского восстания 1921 года, хотя решение об этом было принято еще в середине 1990-х, есть модель победившего на конкурсе монумента. Как посетовала Надежда Самохина, и. о. главы администрации Кронштадтского района, власти о необходимости установки памятника помнят, но пока не могут найти средств.
О серьезных подвижках в музейном деле рассказала статс-секретарь - заместитель министра культуры Алла Манилова. Проведена масштабная реэкспозиция в Катыни, в ходе которой исправлена историческая несправедливость: долгое время это место считалось связанным исключительно с расстрелом польских офицеров, и в тени оставались погребенные там наши сограждане, погибшие в годы большого террора.
Народный художник России Андрей Ковальчук создал монумент «Расстрел», который был открыт весной нынешнего года. Рядом с ним увековечены имена 8528 жителей Смоленской области. Открытию мемориала предшествовали раскопки, и год назад состоялась церемония перезахоронения останков 333 граждан. Идентифицировать удалось лишь одного из них - по подписанной зубной щетке. Найденные предметы представлены в новом музейно-выставочном комплексе (до этого был просто временный ангар, приспособленный под музей).
Министерство культуры выделило средства и на завершение не законченного в свое время мемориального комплекса в Медном в Тверской области, где, как и в Катыни, покоятся расстрелянные польские офицеры и советские граждане - жертвы репрессий. Там появятся новая мультимедийная экспозиция и фондохранилище. Рядом заложен православный храм. На Соловках совместно с РПЦ завершается работа над созданием новой постоянной экспозиции «Испытание веры», которая разместится в центральном комплексе монастыря.
Как рассказала замдиректора Музея политической истории Елена Костюшева, его коллекция, связанная с темой политических репрессий, постоянно пополняется. Из последних поступлений - пули с печально знаменитой «серпантинки» в Магаданской области: так в народе называли место, где в конце 1930-х годов расстреливали заключенных. Кроме того, музей подготовил передвижной выставочный проект «Феномен сталинского тоталитаризма».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6305) от 22.10.2018 под заголовком «Пули с «серпантинки»».
Комментарии