2Vtzqv4Hz9U

Проспект имени принца. Почему на болотах у Долгого озера не построили город-спутник?

Грандиозный проект предполагалось осуществить в начале прошлого века на территории нынешнего Приморского района. Речь о плане строительства города-спутника на болотах недалеко от Долгого озера.

Проспект имени принца. Почему на болотах у Долгого озера не построили город-спутник? | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

На прибрежной полосе между Лахтинским разливом, Старой Деревней, Долгим озером и деревней Каменка вплоть до Второй мировой войны добывали торф. Здесь же в конце XIX века находилось пригородное имение «Петроград-Каменка», принадлежавшее А. П. Клейбер.

В 1912 году три акционерные компании, объединившиеся в Лахтинский синдикат, выкупили земли у госпожи Клейбер, а еще через три года часть территории здесь приобрел принц Александр Петрович Ольденбургский, получив ссуду 300 тысяч рублей в Государственном земельном банке. Ему принадлежали участки под номерами 9 и 10 площадью около 300 десятин, превышавшие размерами все соседние владения - князя А. Г. Романовского, герцога Лейхтенбергского и камер-юнкера высочайшего двора В. В. Буймистрова.

Несколько слов о принце: после смерти отца Петра Георгиевича Ольденбургского он унаследовал его многочисленные заботы о благотворительных, медицинских и учебных заведениях. В 1869 году принц женился на Евгении Лейхтенбергской, дочери великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Делом всей своей жизни А. П. Ольденбургский считал основанный им Институт экспериментальной медицины на Аптекарском острове. Кроме того, принц вслед за отцом становится и председателем попечительского совета дома призрения для душевнобольных, открывшегося в 1871 году в Удельной (ныне городская психиатрическая больница № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова).

Чем же заинтересовал принца лахтинский торфяник? Земли были непригодны для сельскохозяйственных работ, велась лишь добыча торфа. А привлекли они глобальной идеей: построить новый город на 250 - 300 тысяч жителей. Карту будущего города-спутника можно увидеть на «Плане Петрограда с ближайшими окрестностями 1916 года. Приложение к адресной справочной книге «Весь Петроград» (издание Т-ва А. С. Суворина «Новое время»).

Планировалось создать два парка с прудами: Большой парк, к которому вела Черная речка, и Средний парк округлой формы, вокруг которого проходил круговой проезд. Оба парка питались бы водой из Морского канала, специально прорытого от Финского залива. «Улицы - сплошные аллеи, обширные площади и скверы с фонтанами. В центре - здание театра и муниципалитет», - сообщалось в одной из петербургских газет в 1912 году.

Начались подготовительные работы. Главную магистраль в районе Каменки собирались назвать проспектом Принца Александра Петровича Ольденбургского, параллельно ему проходили Екатерининская, Евгеньевская и Галицийская улицы, а пересекали их еще сорок улиц-линий.

Из задуманного успели сделать немного. От буддийского храма вдоль Торфяной дороги начали прокладывать трамвайную линию. Вели работы и на проспекте Принца Ольденбургского, приступили к рытью Морского канала. Но все эти действия прекратились после Февральской революции 1917 года.

У Александра Петровича Ольденбургского не сложились отношения с новой властью, и 22 марта 1917 года он был уволен со службы Временным правительством. Еще до Октябрьского переворота принц навсегда покинул Россию: вместе с женой и единственным сыном уехал сначала в Финляндию, а затем во Францию.

Сейчас между Долгим озером и Лахтинским разливом на месте торфяника вырос настоящий город, и новые улицы носят другие имена. Но до сих пор существует дорога-просека, которая тянется через лесной массив Юнтолово в сторону деревни Большая Каменка: это, по-видимому, и есть фрагмент намеченного проспекта Александра Петровича Ольденбургского.

Лет пятнадцать-двадцать назад автору статьи собственными глазами довелось видеть недалеко от просеки старую драгу. Подобные агрегаты, но современные, работают сейчас на нижнем буферном пруду вдоль Планерной улицы у границы будущего экопарка. Они углубляют и чистят дно. А эта, ржавая, глубоко вросла в болотистый грунт на том месте, где сейчас берет начало речка Глухарка. Нынче этой драги там уже нет: вероятно, ее увезли и сдали в металлолом при строительстве трассы ЗСД. Может быть, это была именно та «землечерпалка», которая предназначалась для сооружения Морского канала?

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#строительство #история #город-спутник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6711) от 03.07.2020 под заголовком «Проспект имени принца».


Комментарии