Таврида на Тамбасова. Почему в Петербурге не получилось построить «город-сад»

Вторая половина XIX - начало XX века, эпоха «дачного бума», была ознаменована появлением целой россыпи пригородных поселков вокруг Петербурга.

Таврида на Тамбасова. Почему в Петербурге не получилось построить «город-сад» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

На юго-западе ушлые предприниматели скупали земли бывших имений на исторической Петергофской дороге, ставшей к тому времени уже Петергофским шоссе, и расчерчивали их под участки для дальнейшей продажи. Так один за одним появляются поселки: Новые Места (на рубеже столетий), Дачное (в 1904 году), Княжево (в 1906-м), Сосновая Поляна (в 1911-м).

К этим же территориям в начале прошлого века проявило интерес и акционерное общество «Строитель». Приобретя земли бывших усадеб на территории нынешнего Красносельского района, оно задумало создать здесь два поселка.

Один из них под названием «Фаворито» (на итальянский манер) должен был расположиться в северной части Лигова в районе нынешних перекрестков улицы Партизана Германа с улицей Чекистов и сохранившимся с тех пор Андреевским переулком.

Другой, под наименованием «Таврида», был запланирован в районе современной улицы Тамбасова, причем «Строитель» анонсировал его как целый «город-сад». План будущей «Тавриды» был предоставлен в уездную земскую управу, а оттуда - в строительное отделение петербургского губернского правления, которое и утвердило его 20 ноября (3 декабря) 1913 года.

План предусматривал обустройство целой сети магистралей. С Петергофским шоссе «город-сад» должна была соединить Георгиевская улица. Ее начало - Эбсвортский проспект, название которого в свою очередь связано с бывшим владельцем этих земель британским подданным и крупным петербургским предпринимателем Эдуардом Эбсвортом (ныне это часть проспекта Народного Ополчения).

Параллельно Георгиевской были запланированы Строительский проспект (в честь общества «Строитель») и Владимирская улица. В северной части «Тавриды» эти магистрали упирались в Максимовскую улицу, запроектированную у нынешнего парка «Новознаменка». Параллельно Максимовской должны были пройти Марковская, Лаврентьевская и Александровская улицы.

На пересечениях Строительского проспекта с Марковской и Александровской улицами предстояло появиться круглым площадям. Их названия, Свинцовская и Келлеровская, указаны на плане 1913 года и, по всей видимости, образованы от фамилий двух членов правления «Строителя»: действительного статского советника и инженера путей сообщения Анатолия Свинцова и надворного советника Владимира Келера (Келлера). Вполне возможно, что наименование Владимирской улицы происходило от имени Келера.

Название Марковской улицы может быть связано с председателем правления «Строителя» Марком Варшавским - потомственным почетным гражданином и одним из руководителей петербургской еврейской общины. Лаврентьевская - с Лораном или, на русский манер, Лаврентием Меусом (Мееюсом), также членом правления «Строителя», бельгийским предпринимателем, известным своим участием в сооружении на Петергофском шоссе Ораниенбаумской электрической железной дороги - будущей Оранэлы.

Впрочем, в условиях Первой мировой войны и последовавшей затем революции планы по созданию «города-сада» так и не были реализованы. На аэрофотосъемке времен Великой Отечественной войны видны дороги, соответствующие улицам «Тавриды», и даже площадные «кольца» с планов 1913 и 1916 годов, но территория почти полностью пустынна. Ее освоение началось уже в послевоенные годы.

Правда, в начале советского времени наименование «Таврида» какое-то время еще употреблялось по отношению к усадебному дому, где располагалась детская колония, и к территории возле него. Речь о пространстве между нынешними Петергофским шоссе и Новобелицкой улицей на территории парка «Новознаменка». Но затем оно вышло из употребления, и на местность распространилось название ее западной «соседки» - Сосновой Поляны. После Великой Отечественной войны сильно пострадавшее усадебное здание разобрали.

Судьба же улиц «Тавриды» сложилась по-разному. Поскольку перед революцией территорию застроить не успели, то часть улиц так и не возникла. То же касается и площадей. Правда, следы площадных «колец» еще видны на спутниковом снимке 1966 года, когда современная застройка Сосновой Поляны только возникала.

Георгиевская улица и Строительский проспект (его название забылось, и на него перешло имя соседней Владимирской улицы) просуществовали формально до 1975 года, когда они были упразднены. В качестве внутриквартальных проездов в микрорайонах между улицами Тамбасова и Пограничника Гарькавого они существуют и поныне.

Небольшой (менее ста метров) фрагмент бывшей Георгиевской улицы и проезд на месте запланированной Максимовской в 2002 году вошли в состав Новобелецкой, с 2006 года - Новобелицкой улицы в Сосновой Поляне.

Наконец, на основе центральной части прежней, изначальной, Владимирской улицы после войны появился проезд, известный по документам как Набережная улица. Она проходила недалеко от реки Ивановки. В 1958 году Набережная была переименована в Алтайскую улицу, а в 1964 году - в улицу Тамбасова.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#строительство #сад #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (6707) от 26.06.2020 под заголовком «Таврида на Тамбасова».


Комментарии