Пропавшая «Леовилла». Инфраструктура дачного поселка была весьма насыщенной
Гуляя в окрестностях Заходского на Карельском перешейке, неожиданно обнаруживаешь совершенно прямую, без крутых подъемов и спусков, лесную дорогу. Она идет от станции к Большому Красноперскому озеру. Ничего удивительного: это бывшая трасса узкоколейной железной дороги «Леовиллы». И сложно остаться равнодушным, когда вдруг видишь лестницу в никуда, чашу фонтана, липы и пихты посреди соснового леса…

На станции Лоунатйоки был типовой пассажирский павильон, очень похожий на тот, что сохранился до наших дней в Дибунах. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора
В давние времена местность называлась Лоунатйоки — по названию одноименной речки. В конце XIX века здешние сосновые леса были практически безлюдными, поскольку местность совершенно не подходила для земледелия. Однако транспортная доступность и красивая природа обратили на себя внимание предприимчивых людей.
На рубеже XIX – XX веков участки земли общей площадью почти 780 гектаров в этом районе скупил инспектор Лесного корпуса Александр Коновалов. Он обратился в управление железных дорог с предложением устроить в Лоунатйоки пассажирскую платформу, что и было сделано в 1902 году. Проектированием вокзального здания занимался архитектор Бруно Гранхольм.
В октябре 1905 года было зарегистрировано Финляндское акционерное общество дачных недвижимостей, его совладельцами-акционерами числились купец Леон Израилевич и двое мещан — Алексей Кузнецов из Москвы и Иван Геннинг из Шлиссельбурга. В следующем году на землях Лоунатйоки, купленных у Коновалова, общество организовало «дачную колонию» под названием «Леовилла», которое, вероятно, пошло от имени основного владельца.
Это был огромный дачный массив вокруг железнодорожной станции — на запад к озеру Суур-Сяркъярви (ныне Большое Красноперское) и на восток до деревни Харью и озера Саатъярви (ныне Двойное). В Центральном государственном историческом архиве Петербурга сохранился «План дачной колонии Леовилла в Лоунатйоки», по которому можно судить о масштабах освоения территории.
Проспекты и улицы, проложенные в дачном поселке, имели «тематические» названия. Так, от железнодорожной станции на запад шли проспекты Муромцева, князя Трубецкого и графа Толстого. С юга на север их пересекали улицы Чайковского, Шопена, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Глинки. Вдоль проспекта князя Трубецкого была проложена узкоколейная железная дорога, и маленький паровозик таскал вагон с дачниками от станции до озера и обратно.

В северной части «Леовиллы» улицы носили в основном географические названия: там появились Петербургский, Французский, Немецкий, Уральский и Латышский проспекты, Итальянская и Украинская улицы. Но был и Коноваловский проспект, названный, очевидно, в честь первого владельца земель.
Основной дорогой по дачному поселку на восток, к озеру Саатъярви, был Белосельский проспект. Вдоль него также была устроена узкоколейная железная дорога, но тяга там была конная. Название проспекта вряд ли было случайным: фактический владелец «Леовиллы» Леон Израилевич в 1905 году работал в конторе по продаже участков земли князей Белосельских-Белозерских.
Инфраструктура дачного поселка была весьма насыщенной. В одном из рекламных проспектов указывалось: «Вокзал в центре участков; для сообщения участков между собою, вокзалом и озерами построены трамваи (имелась в виду узкоколейная железная дорога. — А. Б.). Самая высокая местность между Петербургом и Выборгом; вся покрыта сосновым лесом. Четыре озера площадью около миллиона саженей, река, прекрасная колодезная вода на всех участках. Широкие улицы хорошо оборудованы, освещение керосино-калильными фонарями; телефон с Петербургом. Санитарные и общие условия полного культурного благоустройства».
У станции располагалась контора поселка и магазин строительных товаров, были устроены аптека, кегельбан и физико-терапевтическая электроводолечебница и «санатория» общества врачей.
В 1909 году по инициативе петербургского священника протоиерея Николая Вертоградского и на деньги купца 2‑й гильдии Николая Морозова на территории дачного поселка рядом со станцией была возведена православная церковь Серафима Саровского.
Всего в дачной колонии «Леовилла» было несколько сотен участков. Среди их владельцев были князь Павел Туманов (Туманишвили) и артист Императорских театров виолончелист Александр Кузнецов. Последний в 1916 году передал свой участок в дар для постройки санатория для раненых и больных воинов.
После революции поселок, оказавшийся на территории Финляндии, опустел. В конце 1920 года церковные власти продали храм Серафима Саровского приходу Тиурула (ныне Лахденпохский район Республики Карелия). Он был перенесен туда, простоял там два десятка лет и сгорел летом 1941 года.
В результате двух войн («зимней» и Великой Отечественной) от большинства дач не осталось и следа, а те, что уцелели, впоследствии были разобраны на строительные материалы. В августе 1948 года станция Лоунатйоки была переименована в Заходское — в честь Героя Советского Союза Александра Заходского, пулеметчика 142‑й стрелковой дивизии, погибшего в июле 1941 года в боях на Карельском перешейке.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (7226) от 05.08.2022 под заголовком «Пропавшая «Леовилла»».
Материалы рубрики
Перед лицом Хатхор. Этот дом в Литейной части выбивается из окружения
Был такой канал - Тепловодский
Бассейн из гуттаперчи. Чем удивила посетителей мануфактурная выставка в Соляном городке
Жемчужина Крыма. История создания Массандровского дворца
Как отдыхаем в День флага России?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии