Пропавшая «Леовилла». Инфраструктура дачного поселка была весьма насыщенной
Гуляя в окрестностях Заходского на Карельском перешейке, неожиданно обнаруживаешь совершенно прямую, без крутых подъемов и спусков, лесную дорогу. Она идет от станции к Большому Красноперскому озеру. Ничего удивительного: это бывшая трасса узкоколейной железной дороги «Леовиллы». И сложно остаться равнодушным, когда вдруг видишь лестницу в никуда, чашу фонтана, липы и пихты посреди соснового леса…
На станции Лоунатйоки был типовой пассажирский павильон, очень похожий на тот, что сохранился до наших дней в Дибунах. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора
В давние времена местность называлась Лоунатйоки — по названию одноименной речки. В конце XIX века здешние сосновые леса были практически безлюдными, поскольку местность совершенно не подходила для земледелия. Однако транспортная доступность и красивая природа обратили на себя внимание предприимчивых людей.
На рубеже XIX – XX веков участки земли общей площадью почти 780 гектаров в этом районе скупил инспектор Лесного корпуса Александр Коновалов. Он обратился в управление железных дорог с предложением устроить в Лоунатйоки пассажирскую платформу, что и было сделано в 1902 году. Проектированием вокзального здания занимался архитектор Бруно Гранхольм.
В октябре 1905 года было зарегистрировано Финляндское акционерное общество дачных недвижимостей, его совладельцами-акционерами числились купец Леон Израилевич и двое мещан — Алексей Кузнецов из Москвы и Иван Геннинг из Шлиссельбурга. В следующем году на землях Лоунатйоки, купленных у Коновалова, общество организовало «дачную колонию» под названием «Леовилла», которое, вероятно, пошло от имени основного владельца.
Это был огромный дачный массив вокруг железнодорожной станции — на запад к озеру Суур-Сяркъярви (ныне Большое Красноперское) и на восток до деревни Харью и озера Саатъярви (ныне Двойное). В Центральном государственном историческом архиве Петербурга сохранился «План дачной колонии Леовилла в Лоунатйоки», по которому можно судить о масштабах освоения территории.
Проспекты и улицы, проложенные в дачном поселке, имели «тематические» названия. Так, от железнодорожной станции на запад шли проспекты Муромцева, князя Трубецкого и графа Толстого. С юга на север их пересекали улицы Чайковского, Шопена, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Глинки. Вдоль проспекта князя Трубецкого была проложена узкоколейная железная дорога, и маленький паровозик таскал вагон с дачниками от станции до озера и обратно.
В северной части «Леовиллы» улицы носили в основном географические названия: там появились Петербургский, Французский, Немецкий, Уральский и Латышский проспекты, Итальянская и Украинская улицы. Но был и Коноваловский проспект, названный, очевидно, в честь первого владельца земель.
Основной дорогой по дачному поселку на восток, к озеру Саатъярви, был Белосельский проспект. Вдоль него также была устроена узкоколейная железная дорога, но тяга там была конная. Название проспекта вряд ли было случайным: фактический владелец «Леовиллы» Леон Израилевич в 1905 году работал в конторе по продаже участков земли князей Белосельских-Белозерских.
Инфраструктура дачного поселка была весьма насыщенной. В одном из рекламных проспектов указывалось: «Вокзал в центре участков; для сообщения участков между собою, вокзалом и озерами построены трамваи (имелась в виду узкоколейная железная дорога. — А. Б.). Самая высокая местность между Петербургом и Выборгом; вся покрыта сосновым лесом. Четыре озера площадью около миллиона саженей, река, прекрасная колодезная вода на всех участках. Широкие улицы хорошо оборудованы, освещение керосино-калильными фонарями; телефон с Петербургом. Санитарные и общие условия полного культурного благоустройства».
У станции располагалась контора поселка и магазин строительных товаров, были устроены аптека, кегельбан и физико-терапевтическая электроводолечебница и «санатория» общества врачей.
В 1909 году по инициативе петербургского священника протоиерея Николая Вертоградского и на деньги купца 2‑й гильдии Николая Морозова на территории дачного поселка рядом со станцией была возведена православная церковь Серафима Саровского.
Всего в дачной колонии «Леовилла» было несколько сотен участков. Среди их владельцев были князь Павел Туманов (Туманишвили) и артист Императорских театров виолончелист Александр Кузнецов. Последний в 1916 году передал свой участок в дар для постройки санатория для раненых и больных воинов.
После революции поселок, оказавшийся на территории Финляндии, опустел. В конце 1920 года церковные власти продали храм Серафима Саровского приходу Тиурула (ныне Лахденпохский район Республики Карелия). Он был перенесен туда, простоял там два десятка лет и сгорел летом 1941 года.
В результате двух войн («зимней» и Великой Отечественной) от большинства дач не осталось и следа, а те, что уцелели, впоследствии были разобраны на строительные материалы. В августе 1948 года станция Лоунатйоки была переименована в Заходское — в честь Героя Советского Союза Александра Заходского, пулеметчика 142‑й стрелковой дивизии, погибшего в июле 1941 года в боях на Карельском перешейке.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (7226) от 05.08.2022 под заголовком «Пропавшая «Леовилла»».
Комментарии