2Vtzqv4Hz9U

Промфинплан в балетном исполнении: экспериментальную постановку подвергли критике

«Золотой век» — первый балет, созданный Дмитрием Шостаковичем. Его премьера состоялась 26 октября 1930 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета. Композитору было тогда всего двадцать четыре года.

Промфинплан в балетном исполнении: экспериментальную постановку подвергли критике | Пионерский танец юных воспитанников Ленинградского хореографического училища.1930 год./ФОТО из ЦГАКФФД СПб.

Пионерский танец юных воспитанников Ленинградского хореографического училища.1930 год./ФОТО из ЦГАКФФД СПб.

Как говорилось в предисловии к краткому либретто, «засилью уже обветшалого классического репертуара» был объявлен бой. Стараясь идти в ногу со временем, Ленинградский академический государственный театр оперы и балета взял курс на создание принципиально нового репертуара.

На заседаниях художественно-политического совета театра всерьез обсуждалась необходимость не отстать от фабрик и заводов в выполнении промфинплана, а далекие от балета представители комитетов по охране труда высказывали свои предложения по хореографии новых спектаклей. Молодых балетмейстеров призвали создавать «экспериментальным путем приемы, знаменующие поиски нового хореографического стиля, близкого советской действительности».

Весь этот сумбур вокруг музыки зафиксировали сохранившиеся протоколы заседаний, и они живо воссоздают атмосферу, в которой рождалось сценическое воплощение ранней балетной партитуры Шостаковича.

Музыку композитор писал по либретто, победившему в конкурсе на сценарий нового советского балета, который, как отмечалось в газете «Жизнь искусства», давал «материал для пантомимно-хореографического эксперимента». Это был придуманный оперным режиссером Александром Ивановским политический памфлет о приключениях советской футбольной команды во время поездки в капиталистическую страну. «Золотым веком», по сюжету, именовалась индустриальная выставка, которую посещала делегация Страны Советов.

Руководство неопытными, не ставившими еще на тот момент больших спектаклей хореографами Василием Вайноненом, Леонидом Якобсоном и Владимиром Чеснаковым поручили оперному режиссеру Эммануилу Каплану. В интервью журналу «Рабочий и театр» он рассказал: «Действие развивается на большой индустриальной выставке и состоит из ряда эпизодов, обрисовывающих провокационные действия и интриги со стороны местных фашистов против членов советской команды. В балете отражается солидарность западного пролетариата с представителями трудящихся Советского Союза…».

По словам Каплана, хореографическую часть нового балета можно разделить на две части — пролетарскую и буржуазную. Первая состоит из демонстраций здоровья, силы, трезвости и радости, «причем техника этого танца не предусматривается заранее, а определяется самим танцем». Что же касается второй части, то в ней речь шла о том, что «буржуазия, устремляясь к развитию балетных форм, омолаживается через посредство классических традиций и техники, используя при этом салонные танцы (фокстрот, блэкботом, тустеп, чарльстон и т. д.)».

Не только молодые, но и опытные артисты смело брались за исполнение порой акробатических номеров, придуманных экспериментаторами. И хотя рискованность отдельных элементов вызывала опасения специалистов по охране труда, такое представление советского человека отвечало замыслу Шостаковича: 

«Советские танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта. Иначе я не мыслю себе развитие советского танца».

Среди участников спектакля были дети, и во многом именно из‑за их летних каникул премьера, первоначально намеченная на 28 июня, была отложена на осень. Пионерский танец в постановке Якобсона особенно запомнился Шостаковичу: «Ученики знаменитого ЛХУ (Ленинградского хореографического училища. — Ред.), участвовавшие в этом балете, изображали игру, в которой один из них одевался в капиталистика во фраке и цилиндре и вдруг растворялся в общей массе, так как с него неожиданно и незаметно был сорван костюм, под которым скрывался пионер. Хохот зрительного зала был наградой этой интересной выдумке».

Поиском новой выразительности была озабочена и художник спектак­ля Валентина Ходасевич: «Самый сюжет обязывает порвать с традиционными приемами оформления старых балетов (живописные изобразительные декорации и т. д.). Максимальное вовлечение декоративного оформления в действие. Развлекательность. Быстрая смена впечатлений. Характеристика места действия и драматургических положений посредством бутафории и костюмов, обыгрываемых актером»…

Балет был тепло встречен публикой, а вот отзывы критиков оказались главным образом негативными. Они обращали внимание, что на сцене была показана «развратная» буржуазная жизнь, и образы некоторых молодых людей, ведущих ее, получились не отталкивающими, а даже симпатичными. Многочисленные рецензенты обвиняли в провале балета либреттистов, создавших «маловразу­мительную драматургическую основу», хореографов — за «протаскивание» буржуазного стиля. Досталось и композитору: «под такую музыку невозможно танцевать».

Театральный критик на страницах «Красной газеты» отмечал: «На постановку нового балета театр потратил немало сил и энергии, проработав больше года… Но итоги работы все же недостаточно удовлетворительны. И причины этого кроются все в тех же старых грехах балетной сцены: в формализме и эстетизме, приведших сейчас к неоправданному увлечению мюзик-холлом, иными словами — в творческом методе театра, который подлежит коренному пересмотру».

Неудивительно, что балет показали всего девятнадцать раз, после чего он был снят с репертуара. Ждать новой постановки «Золотого века» пришлось почти полвека. В 1980‑х годах к этому произведению обратился Большой театр и хореограф Юрий Григорович, который полностью изменил либретто и партитуру. Новая премьера состоялась 4 ноября 1982 года.

Читайте также:

Возвращение «Дон Жуана». Братья Адельгейм выступали на сцене более сорока лет

Торговый треугольник: Ямской рынок стал образцом классического стиля с колонным перистилем


#балет #театр #композитор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2121 (7797) от 21.11.2024 под заголовком «Промфинплан в балетном исполнении».


Комментарии