Профессия для императрицы. Чем занимались классные дамы в XIX веке
Услышав слова «классная дама», мы обычно представляем себе наставницу в черном платье, делающую замечания ученикам. Скучную, чопорную, горделивую, порой надменную...
Из коллекции государственного музея «Смольный»
Само понятие «классная дама» (слово «классная» в официальных документах писали с большой буквы) было введено императрицей Марий Федоровной в начале XIX века для обозначения наставниц Смольного института благородных девиц. До этого воспитанием обычно занимались иностранки, ведь даже обедневшие русские дворянки в гувернантки не шли: это было слишком непрестижно. Чтобы изменить это представление, требовалось поднять значимость профессии.
Кстати, сама Мария Федоровна как-то раз сказала: «Если бы я не была императрицей, я хотела бы быть классной дамой в Смольном».
В классные дамы очень придирчиво отбирали женщин благородного происхождения и поведения, знающих языки. Они вели свой класс с самого младшего возраста до выпуска. Следили за внешним видом воспитанниц и их поведением, помогали готовить домашние задания. Везде сопровождали их – в класс, на прогулку, в столовую. Фактически заменяли девочкам семью. Сами они не преподавали, но должны были знать иностранный язык, учить институтским правилам и этикету. Оклад имели больший, чем преподаватели, поскольку воспитание считалось важнее обучения.
Выпускницы Смольного института в своих мемуарах оценивали классных дам по-разному: одни называли их злобными фуриями, другие – почти что идеальными созданиями. Наставницы должны были оказывать влияние прежде всего своим примером, проявляя ровное и мягкое обращение с детьми, не показывая своих предпочтений. С шести утра до позднего вечера они принадлежали воспитанницам: организовывали их свободное время, занимались с неуспешными, с «мовешками» (так называли нарушителей дисциплины), при этом сталкивались не только с придирками начальства, но и с детским неприятием. И не только потому, что их порой недолюбливали за строгость. Просто девочки старались не демонстрировать своих привязанностей к классной даме, дабы подруги не сочли, что они перед ней заискивают.
Поскольку наставницы постоянно жили в Смольном институте, то ими, по правилам того времени, могли быть только незамужние девушки или вдовы. Часто классными дамами становились сироты, воспитанницы Смольного института, которым некуда было деваться после выпуска. Именно так сложилась судьба дочери писателя Александра Николаевича Радищева Анны, которая всю жизнь была классной дамой Смольного. После 25 лет службы она стала получать пенсию 375 рублей серебром и по ее просьбе была устроена во Вдовий дом – приют для женщин дворянского происхождения.
Бывало так, что причиной выбора профессии классной дамы становилось отсутствие приданого, без которого сложно было выйти замуж. Так, сестры Быковы в 26 лет остались «старыми девами» и решили через десять лет после выпуска вернуться в Смольный институт уже наставницами.
«Завтра я поступаю на службу Отечеству и ближним... помогу принести пользу детям, которым я решилась посвятить остаток жизни», – отмечала Варвара Быкова в своем дневнике.
Для кого-то место классной дамы было полезным опытом до замужества, для кого-то – возможностью достойной жизни и работы, не будучи приживалкой в чужой семье. Сама мысль о том, что незамужняя женщина живет вне семьи, где-то служит и получает зарплату, была весьма смелой для дворянского общества, особенно первой половины XIX века. Они имели возможность зарабатывать и жить самостоятельно, то есть вести такой образ жизни, о котором мечтали многие эмансипированные дамы...
Нельзя сказать, что классные дамы не страдали от отсутствия личной жизни. Нередко они с радостью бросали профессию, если была возможность выйти замуж... Но все-таки у них была возможность иметь хоть какую-то отдушину вне института.
М. И. Глинка вспоминал о веселых званых вечерах в казенной квартире своего родственника, служившего в Смольном. На них приглашали инспектрис, классных дам, устраивали обильный ужин, танцы. По словам Глинки, они с приятелями «рады были поплясать с хорошенькими и миленькими девушками». На таком вечере он познакомился с классной дамой Смольного Екатериной Керн, дочерью знаменитой Анны Керн. Композитор влюбился в Екатерину и посвятил ей «Вальс-фантазию» и знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье», слова которого Пушкин адресовал ее матери...
Классная дама имела возможность продвигаться по служебной лестнице – стать инспектрисой, а потом и руководительницей института. Особенно охотно наставниц из Смольного брали в начальницы провинциальных женских институтов. Могли их пригласить и для воспитания знатных особ. Так, первой учительницей будущего Николая II была классная дама Коломенской женской гимназии Александра Оллегрэн, окончившая Екатерининский институт.
Еще в 1836 году для классных дам учредили специальный знак «За труды», затем – «Мариинский знак», который давали за 15, а потом за 25 лет беспорочной службы. Это была первая в России награда, которую женщина могла получить за заслуги не мужа или отца, а за свои собственные.
В 1918 году советская власть декретом о трудовой школе отменила должность «классных дам» _ как атрибут сословных дворянских учреждений. Но в 1934 году, когда исторический маятник качнулся в обратную сторону, в советской школе ввели должность классного руководителя.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (6876) от 05.03.2021 под заголовком «Профессия для императрицы».
Комментарии