Только на сайте

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Петербургский дебют Федора Ивановича Шаляпина, состоявшийся в сезоне 1895/96 годов на сцене Мариинского театра, оказался неудачным: певцу не удалось проявить себя, публика его не оценила, отказала в признании... Раздосадованный, обманутый в своих ожиданиях, он решился на неожиданный шаг. Покинул театр, уехал в Москву по приглашению известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова и поступил в его «Московскую частную русскую оперу».

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина | Такие почтовые открытки с изображением Федора Шаляпина на рубеже XIX - XX веков пользовались повышенным спросом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Такие почтовые открытки с изображением Федора Шаляпина на рубеже XIX - XX веков пользовались повышенным спросом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Шаляпин вспоминал слова Мамонтова: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!». Все это, по словам певца, «одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

В Москве Шаляпин получил наконец репертуар по душе. Партии Ивана Грозного, Мефистофеля, Мельника по-настоящему захватили певца. Новые работы быстро принесли ему известность. Теперь петербургские театралы даже начали специально ездить в Москву на спектакли с участием Шаляпина.

А в феврале 1898 года Мамонтовская опера впервые приехала в столицу. Хотя к тому времени театр существовал уже три года и постановок было много, в Петербурге он не гастролировал.

В «Записках» Юрия Юрьева, знаменитого актера Александринского театра, хорошо знавшего Шаляпина лично, говорится: «Петербургская публика, проглядевшая в свое время Шаляпина, положительно ломилась в театр Консерватории, где гастролировала оперная труппа Мамонтова, и не жалела никаких денег, перекупая места у барышников, чтоб только попасть «на Шаляпина». В Петербурге так тогда и говорили: «шаляпинские дни»...».

«Московская частная русская опера» приезжала на гастроли в Петербург дважды подряд - во время Великого поста 1898 и 1899 годов. Спектакли шли в Большом зале Петербургской консерватории - одном из самых больших театральных залов столицы.

Публика получила возможность насладиться оперными шедеврами в исполнении прославленных певцов, в числе которых были Надежда Забела-Врубель, Алевтина Пасхалова, Антон Секар-Рожанский. Кроме того, ни один театр в то время не мог похвастать сотрудничеством с такими художниками, как Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Василий Поленов, Константин Коровин, Сергей Малютин.

Первый сезон гастролей продлился восемь недель. Театр показал 37 спектаклей (из них 29 - оперы русских композиторов!). Сезон открывала и закрывала опера «Садко» Николая Римского-Корсакова. На премьере присутствовал и сам автор. Его вызывали после каждой картины, а в конце поднесли лавровый венок. Публика, до отказа заполнившая Большой зал Консерватории, на протяжении всей оперы требовала повторений. Критики отметили высокий уровень исполнения, интересные декорации по эскизам Коровина и Малютина, эффектные костюмы. Главные партии исполнили Надежда Забела-Врубель и Антон Секар-Рожанский.

Все девять представлений этого произведения имели такой успех, что Мариинский театр сразу принял решение поставить оперу на своей сцене уже в следующем сезоне, хотя ранее категорически отказал в этом композитору.

Шаляпин же покорил публику, исполнив роль Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. Как отмечал музыкальный критик Николай Финдейзен в «Русской музыкальной газете», певец «очертил роль твердыми штрихами, временами доходя до большой художественности. Реализм его декламации удивителен: иногда положительно не верилось, что слышишь выученную по нотам фразу. Это была живая свободная речь, гибко передающая все оттенки душевного настроения...». Очень хорошо приняли в Петербурге «Опричника» Чайковского, «Рогнеду» Серова и «Фауста» Гуно. Во всех этих операх выступил «дуэт»: Шаляпин и Секар-Рожанский.

На единственном представлении «Майской ночи» 4 марта к дирижерскому пульту вместо дирижера театра Евгения Эспозито вышел сам Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он был встречен тушем оркестра...

16 марта Римский-Корсаков также с огромным успехом дирижировал своей любимой оперой «Снегурочка» и получил в подарок венок с надписью «И слушаешь - и таешь». Композитор принял участие в подготовке всех своих опер, поставленных у Мамонтова. И хотя, будучи весьма критичным, он не был до конца доволен результатом, сотрудничества с Московской частной оперой не прерывал.

В 1899 году, когда театр Мамонтова снова выступал в Петербурге, наибольшей популярностью пользовались новинки - «Борис Годунов» Мусоргского, а также «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Все три оперы шли с участием Шаляпина. В «Борисе Годунове» театралы услышали певца в образе Бориса - его коронной роли.

#Шаляпин #история #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6489) от 26.07.2019 под заголовком «Признание после отказа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.