Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Петербургский дебют Федора Ивановича Шаляпина, состоявшийся в сезоне 1895/96 годов на сцене Мариинского театра, оказался неудачным: певцу не удалось проявить себя, публика его не оценила, отказала в признании... Раздосадованный, обманутый в своих ожиданиях, он решился на неожиданный шаг. Покинул театр, уехал в Москву по приглашению известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова и поступил в его «Московскую частную русскую оперу».
Такие почтовые открытки с изображением Федора Шаляпина на рубеже XIX - XX веков пользовались повышенным спросом. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Шаляпин вспоминал слова Мамонтова: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!». Все это, по словам певца, «одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».
В Москве Шаляпин получил наконец репертуар по душе. Партии Ивана Грозного, Мефистофеля, Мельника по-настоящему захватили певца. Новые работы быстро принесли ему известность. Теперь петербургские театралы даже начали специально ездить в Москву на спектакли с участием Шаляпина.
А в феврале 1898 года Мамонтовская опера впервые приехала в столицу. Хотя к тому времени театр существовал уже три года и постановок было много, в Петербурге он не гастролировал.
В «Записках» Юрия Юрьева, знаменитого актера Александринского театра, хорошо знавшего Шаляпина лично, говорится: «Петербургская публика, проглядевшая в свое время Шаляпина, положительно ломилась в театр Консерватории, где гастролировала оперная труппа Мамонтова, и не жалела никаких денег, перекупая места у барышников, чтоб только попасть «на Шаляпина». В Петербурге так тогда и говорили: «шаляпинские дни»...».
«Московская частная русская опера» приезжала на гастроли в Петербург дважды подряд - во время Великого поста 1898 и 1899 годов. Спектакли шли в Большом зале Петербургской консерватории - одном из самых больших театральных залов столицы.
Публика получила возможность насладиться оперными шедеврами в исполнении прославленных певцов, в числе которых были Надежда Забела-Врубель, Алевтина Пасхалова, Антон Секар-Рожанский. Кроме того, ни один театр в то время не мог похвастать сотрудничеством с такими художниками, как Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Василий Поленов, Константин Коровин, Сергей Малютин.
Первый сезон гастролей продлился восемь недель. Театр показал 37 спектаклей (из них 29 - оперы русских композиторов!). Сезон открывала и закрывала опера «Садко» Николая Римского-Корсакова. На премьере присутствовал и сам автор. Его вызывали после каждой картины, а в конце поднесли лавровый венок. Публика, до отказа заполнившая Большой зал Консерватории, на протяжении всей оперы требовала повторений. Критики отметили высокий уровень исполнения, интересные декорации по эскизам Коровина и Малютина, эффектные костюмы. Главные партии исполнили Надежда Забела-Врубель и Антон Секар-Рожанский.
Все девять представлений этого произведения имели такой успех, что Мариинский театр сразу принял решение поставить оперу на своей сцене уже в следующем сезоне, хотя ранее категорически отказал в этом композитору.
Шаляпин же покорил публику, исполнив роль Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. Как отмечал музыкальный критик Николай Финдейзен в «Русской музыкальной газете», певец «очертил роль твердыми штрихами, временами доходя до большой художественности. Реализм его декламации удивителен: иногда положительно не верилось, что слышишь выученную по нотам фразу. Это была живая свободная речь, гибко передающая все оттенки душевного настроения...». Очень хорошо приняли в Петербурге «Опричника» Чайковского, «Рогнеду» Серова и «Фауста» Гуно. Во всех этих операх выступил «дуэт»: Шаляпин и Секар-Рожанский.
На единственном представлении «Майской ночи» 4 марта к дирижерскому пульту вместо дирижера театра Евгения Эспозито вышел сам Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он был встречен тушем оркестра...
16 марта Римский-Корсаков также с огромным успехом дирижировал своей любимой оперой «Снегурочка» и получил в подарок венок с надписью «И слушаешь - и таешь». Композитор принял участие в подготовке всех своих опер, поставленных у Мамонтова. И хотя, будучи весьма критичным, он не был до конца доволен результатом, сотрудничества с Московской частной оперой не прерывал.
В 1899 году, когда театр Мамонтова снова выступал в Петербурге, наибольшей популярностью пользовались новинки - «Борис Годунов» Мусоргского, а также «Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Все три оперы шли с участием Шаляпина. В «Борисе Годунове» театралы услышали певца в образе Бориса - его коронной роли.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6489) от 26.07.2019 под заголовком «Признание после отказа».
Комментарии