2Vtzqv4Hz9U

Привокзальный вождь. Судьба памятников Сталину в Ленинграде

Место, изображенное на этой открытке, датированной серединой 1950-х годов, узнать не очень просто. Поможет ориентир - здание Балтийского вокзала, фрагмент которого попал в левую часть кадра. А в центре сквера - памятник Сталину, установленный здесь в ноябре 1949 года, в преддверии 70-летнего юбилея вождя.

Привокзальный вождь. Судьба памятников Сталину в Ленинграде | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Скульптурное изображение выполнил Н. В. Томский, архитектурное оформление создали Б. В. Муравьев и Н. Ф. Хомутецкий. Скульптура была установлена на пьедестале из серого гранита, общая высота монумента составляла восемь с половиной метров.

Причину установки здесь памятника Сталину раскрывала статья в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда», вышедшем в 1950 году: «Железнодорожный путь с Балтийского вокзала ведет к тем историческим местам, где в июне 1919 года товарищ Сталин руководил боевыми действиями по ликвидации контрреволюционного мятежа на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь».

Скульптурные изображения Сталина стали появляться в Ленинграде еще в 1930-е годы (в Ботаническом саду, на Ленинградском Металлическом заводе), но пик пришелся на 1949 год: тогда были установлены четыре скульптурных изображения вождя в полный рост. Произошло это ровно семьдесят лет назад, в канун ноябрьских праздников.

Помимо сквера перед Балтийским вокзалом бронзовый вождь появился перед садом «Спартак» на проспекте Обуховской Обороны (скульптор Н. В. Томский, архитектор Д. С. Гольдгор), на Средней Рогатке (ныне площадь Победы, скульптор Н. В. Томский, архитектор Б. Н. Журавлев) и на Поклонной горе («И. В. Сталин-генералиссимус», или «Сталин-полководец», скульптор В. И. Ингал, архитектор Ю. А. Визенталь).

Величественный монумент на Поклонной горе современники признавали лучшим памятником Сталину в Ленинграде. Вождь с непокрытой головой в распахнутой шинели покровительственным жестом правой руки словно приветствовал всех въезжающих в наш город по Выборгскому шоссе.

Многие предприятия и организации устанавливали на своих ведомственных территориях копии тех или иных памятников Сталину. Подобное тиражирование было осуждено сразу после смерти вождя. 26 мая 1953 года отдел науки и культуры ЦК КПСС доложил Н. С. Хрущеву, что многие монументы - это дорогостоящие копии, хотя «история русской монументальной скульптуры не знает случаев повторения одних и тех же памятников».

Авторы аналитической записки настаивали, что каждый монумент должен быть оригинальным и возводиться с учетом архитектурного и природного окружения. Тиражирование было заклеймено как порочная практика, которая наносит вред самой идее монументальной пропаганды.

Скульптурам Сталина недолго довелось стоять на постаментах. Вскоре после XX съезда КПСС, прошедшего в феврале 1956 года, началась десталинизация. Однако поначалу какой-либо внятной отмашки «сверху» не было, и многие организации, на территории которых были установлены памятники, не понимали, как им следует действовать.

Так, в решении партийной организации Центрального парка культуры и отдыха имени С. М. Кирова, собравшейся в преддверии летнего сезона 1956 года, явно чувствуется неуверенность: «Хотя указаний о снятии портретов Сталина нет, но нужно понимать, что в оформлении должно быть больше портретов товарища Ленина». Кстати, в 1953 году администрация парка затратила на сооружение монументов Сталину 150 тыс. рублей, сократив ради этого количество автотранспорта, в котором обширный парк остро нуждался.

Если на закрытых заводских территориях и в парках памятники Сталину можно было снять довольно оперативно (и подчас просто заменить изображением Ленина), то относительно четырех крупных монументов принять поспешные решения было затруднительно: следовало дождаться, чтобы партийный курс на преодоление культа личности стал необратимым. Поэтому снос этих заметных в городском ландшафте монументов завершился к 1961 году, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.

#памятник #история #Сталин #СССР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6559) от 01.11.2019 под заголовком «Привокзальный вождь».


Комментарии