Львы в прямом эфире. Как защитить памятники Петербурга от вандалов и сумасшедших?

Сможет ли видеонаблюдение защитить петербургские памятники от вандалов? Этот вопрос остался за скобками нашей июльской публикации об атаке на одного из крылатых львов, установленных на недавно отреставрированном Банковском мосту. Сегодня мы возвращаемся к этой горячей для Петербурга теме. Тем более что на днях вандалы открутили несколько шариков с ограды моста.

Львы в прямом эфире. Как защитить памятники Петербурга от вандалов и сумасшедших? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Но сначала об итогах обследования крылатого льва, которое провели сотрудники Музея городской скульптуры. Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок, к сожалению, скульптуру облили некой агрессивной, возможно, кислотосодержащей жидкостью, так как даже после ее удаления на чугунном теле льва и плите остались светлые подтеки.

Надо напомнить, что во время реставрации на поверхность скульптур было нанесено антивандальное покрытие, которое препятствует проникновению краски в глубь материала, а посторонние надписи-граффити удаляются более эффективно. В случае нанесения на поверхность памятников химических растворов защитная функция антивандального покрытия ослабевает. Отследить, кто совершает подобные действия, сложно.

Заметим, что видеокамер для защиты Банковского моста от вандалов нет. А они нужны. По словам Екатерины Шишкиной, с помощью видеонаблюдения, например, удалось задержать недоумков, которые год назад пытались установить мангал на «Медном всаднике». Ранее нашли хулигана, оторвавшего шпагу бронзового Кутузова, который стоит у Казанского собора. Удалось также вычислить вандалов, которые несколько лет назад сломали уздечку одного из коней, украшающих Аничков мост.

А вот тех, кто лишил кортика адмирала Ивана Крузенштерна, стоящего на набережной Лейтенанта Шмидта, найти не удалось. В этом месте существующих видеокамер оказалось недостаточно. Всего в ведении музея находится около двухсот объектов. Каждый должен быть обеспечен видеонаблюдением.

К нашему разговору присоединяется Анатолий Конев, ведущий программист Музея городской скульптуры, который хорошо знаком с проблемой установки видеонаблюдения за памятниками историческим личностям и знаменательным событиям. Он начинает с того, что любая самая скромная реставрация скульптуры дороже видеокамеры, цена которой 5 - 8 тысяч рублей. Конечно, существуют расходы на подключение камеры к сети, снабжение ее электричеством или батарейкой, если камера работает в беспроводном варианте, Wi-Fi может обеспечить работу на расстояние до двух километров. И так далее, но все равно реставрация обойдется дороже. Да и сам факт присутствия видеокамеры (не надо ее прятать) может кого-то остановить.

Конев поясняет, что в Петербурге почти 15 лет существует государственное учреждение «Городской мониторинговый центр». Его видеокамеры следят за сотнями объектов. «Картинка» с камер поступает в центр, где хранится 7 суток.

Сразу возникает вопрос, ну, хорошо: музей обнаружил акт вандализма или узнал про него. По запросу полиция через какое-то время получила видеозапись. Но как это поможет найти вандала? Конев говорит, что помимо развития систем распознавания личности по видео мы двигаемся к тотальному контролю над нашими перемещениями. Например, в продвинутом Сингапуре камеры фиксируют каждого прибывшего в страну, заносят его в базу данных и сопровождают до отъезда. При всех отрицательных эмоциях, связанных с таким контролем, именно он существенно облегчит поиск вандалов.

По словам Конева, не представляет технической проблемы установить видеонаблюдение на всех 200 музейных объектах, расположенных в Петербурге. Так же как и присоединить их к Городскому мониторинговому центру. Больше того, можно создать отдельный центр мониторинга в самом Музее городской скульптуры, куда будет поступать «картинка» со всех 200 постов. Тогда в случае акта вандализма дежурный оператор сможет оперативно связаться с полицией.

Но все мечты о видеомониторинге пока остаются мечтами. Разговоры о необходимости установки камер видеонаблюдения возле памятников идут уже лет пятнадцать. Примерно столько же, сколько существует Городской мониторинговый центр. Но у Музея городской скульптуры нет средств на установку, а главное - на обслуживание 200 видеопостов. И вряд ли необходимые суммы появятся. Специалисты музея видят выход в целевом финансировании видеомонторинга памятников из средств городского бюджета.

#памятник #вандалы #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (6518) от 05.09.2019 под заголовком «Львы в прямом эфире».


Комментарии