Прибрежный замок. История дачи графини Клейнмихель
Мимо бывшей дачи графини Марии Эдуардовны Клейнмихель (наб. реки Крестовки, 12) проходит каждый, кто с Каменного острова следует на Елагин или обратно. Перед нами миниатюрное подобие средневекового замка с башнями и башенками, узкими окнами- «бойницами», высокими крышами, резным каменным порталом в «готическом» вкусе и, конечно, со скрипучими воротами, в чугунном литье которых запутались не страшащиеся огня саламандры.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В 1834 году владелец Каменного острова великий князь Михаил Павлович (младший брат Николая I) подарил этот участок на берегу речки Крестовки популярному актеру Альфонсу Женьесу, организатору и участнику французской труппы. Дачу для него построил архитектор А. И. Штакеншнейдер, однако актер вскоре продал участок коллежскому секретарю фон Кельдерману, и на сорок лет здесь обосновалось его семейство. Новые владельцы более чем вдвое увеличили площадь прибрежного участка, засыпав отмели между материком и близлежащим островком.
В 1874 году облагороженный участок приобрела жена ювелира Надежда Верховцева. Ее отец, купец из Олонца Аким Серебряков, владел дачей неподалеку, тоже на Каменном острове, – на набережной Малой Невки.
Муж дачевладелицы скульптор Сергей Федорович Верховцев, окончивший Академию художеств с серебряной медалью, унаследовал от отца мастерскую церковной утвари и создал на ее основе фабрику золотых и серебряных изделий. Качество работы этой фабрики было оценено по достоинству, и в 1871 году он получил звание поставщика двора его императорского величества. Жена ювелира не пожелала сидеть на шее мужа и развернула на Каменном острове свой бизнес. Она построила здесь три деревянные дачи и стала сдавать их на лето.
В 1893 году, после смерти мужа, Верховцева продала участок с постройками вдове генерал-майора графине Марии Клейнмихель, которая не только сохранила, но и расширила дачный бизнес. Она арендовала обширный участок острова по другую сторону Каменноостровского театра и построила там пять новых дач.
Таким образом, к концу XIX века предприимчивая графиня контролировала практически все участки вокруг театра, на которых находилось в общей сложности восемь деревянных дач. Не случайно в Городской думе родилась идея присвоить одной из аллей, ведущих к театральному зданию, наименование «Клейнмихельская».
Однако в апреле 1900 года случилось непредвиденное: на одной из дач Марии Клейнмихель, выходящей к реке Крестовке, сгорели служебные постройки и здание для кегельбана. Не исключено, что именно это событие подтолкнуло графиню к радикальным шагам. Она продала все дачи кроме одной – как раз той, что выходит к Крестовке, и выстроила там дом-замок, существующий и поныне.
В 1901 году архитектор Константин Прейс построил там для графини двухэтажный деревянный флигель с высокой квадратной в плане башней, окруженной балконом по верхнему ярусу. Одновременно тот же зодчий пристроил вплотную к деревянному дому эффектный каменный «готический» вестибюль с изображением герба Клейнмихелей. Дальнейшая строительная история была полна загадок, которые удалось разрешить только современной исследовательнице Людмиле Семыкиной.
Долгое время авторство ныне существующей каменной двухэтажной дачи Клейнмихель с оградой приписывали гражданскому инженеру Карлу Мейбому, строившему другую дачу поблизости. Людмила Семыкина по архивным документам установила, кто же действительно создал блестящий образец северного модерна – архитектор Ипполит Претро. Сын француза и шведской подданной, он много строил в Петербурге в начале ХХ века, в советское время был главным архитектором-художником архитектурной мастерской ЛенИЗО, профессором Академии художеств, в 1937 году стал жертвой сталинских репрессий...
В 1908 году Претро подал городским властям ходатайство о постройке «каменной двухэтажной дачи» Клейнмихель. Однако проект был отклонен, потому что часть проектируемой постройки захватывала бечевник (сухопутную дорогу вдоль берега, предназначенную для буксирования судов). Крестовка не использовалась для судоходства, но устаревший закон действовал. Графиня все же добилась разрешения на строительство, вероятно, задействовав личные связи.
На воротах изображены саламандры, и, по всей видимости, не случайно. Эти земноводные служат символом защиты от огня, а на гербе Клейнмихелей, помещенном при входе на дачу, показан пылающий Зимний дворец, выгоревший в результате грандиозного пожара 1837 года. Изображение гибнущей в огне царской резиденции появилось в гербе Клейнмихелей по личному распоряжению императора Николая I – в благодарность за героизм на пожаре, проявленный Петром Клейнмихелем. Он был главноуправляющим путей сообщения и публичных зданий, именно ему была поручена перестройка Зимнего дворца после пожара...
М. Э. Клейнмихель устраивала на своей даче, интерьеры которой известны по фотографиям Карла Буллы в журнале «Столица и усадьба», великосветские приемы, а с началом Первой мировой войны оборудовала госпиталь, который сама и финансировала. В 1918 году графиня вынуждена была покинуть Советскую Россию, в эмиграции опубликовала мемуары «Из потонувшего мира», умерла она в Париже в 1931 году.
В советское время на даче Клейнмихель устроили базу отдыха. Высокая квадратная в плане башня деревянного флигеля была сбита взрывной волной в годы блокады, а сам этот флигель разобран в 1978 году (воссоздан в 2007-м). Во второй половине 1980-х в ходе реконструкции каменного здания были окончательно утрачены подлинные интерьеры.
Дача чрезвычайно «фотогенична», поэтому ее часто можно увидеть в кино. К примеру, именно здесь снимались многие эпизоды знаменитого многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»...
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6952) от 25.06.2021 под заголовком «Прибрежный замок».
Комментарии