Дача за Нарвской заставой. История усадьбы «Кирьяново»
В биографии выдающегося ученого, инженера и предпринимателя Николая Ивановича Путилова, фигуры достаточно знаковой, до сих пор много «белых пятен». Известен год его рождения – 1820-й, но непонятна точная дата, нет абсолютно достоверных сведений о семье и семейных портретов.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Считается, что у Путилова никогда не было недвижимости в окрестностях Петербурга или какого-либо другого имения в России. Однако в петербургских архивах сохранились документы, опровергающие это утверждение.
Оказалось, что Путилову и его семье принадлежали несколько имений в Санкт-Петербургском уезде и в Новгородской губернии. В фондах ЦГИА СПб сохранилось дело 1881 года «О приведении в известность количества имущества действительного статского советника Н. И. Путилова, подлежащего обложению казенными сборами».
В списке недвижимости, которой владел Путилов, – земля и дачи на Шлиссельбургском тракте, за Нарвской заставой и на побережье Финского залива. А первый адрес в списке: Петергофское шоссе, 17. Это «Кирьяново» – бывшая усадьба княгини Екатерины Романовны Дашковой (ныне пр. Стачек, 45).
Несколько лет назад историк С. Б. Горбатенко установил, что усадьба Дашковой на Петергофской дороге в 1883 году принадлежала Путиловой. Он предположил, что, возможно, речь о жене Николая Ивановича Путилова – Екатерине Ивановне. В результате поисков в архивах нам удалось доказать, что это предположение верно: семья Путиловых владела бывшей дачей Дашковой на протяжении всей последней четверти XIX века.
После того как Путилов в 1868 году приобрел казенный завод на 7-й версте Петергофской дороги и начал модернизацию производства, он решил расширить территорию предприятия путем покупки соседних дач. В 1870-х годах была построена Путиловская железнодорожная ветка. Как раз в это время предприниматель скупил соседние с заводом участки, в том числе дачу Пущиных, земли в деревнях Емельяновке и Волынкиной, а также усадьбу «Кирьяново».
После смерти Путилова в 1880 году «Кирьяново» перешло к его жене Екатерине Ивановне, а после ее кончины в 1884 году – к некой Марии Николаевне Божуковой, вдове титулярного советника, владевшей усадьбой до 1899 года.
В архивном деле «О взыскании недоимок земского сбора с имения Н. И. Путилова» говорится, что недвижимое имущество фабриканта и действительного статского советника в Петергофском участке перешло во владение статского советника Печникова и «дочери умершего Путилова Марии Николаевны Божуковой». Однако известно, что у Путилова не было детей. Кто же такая Божукова?
Выяснить это помогли документы из фондов ЦГИА СПб и РГИА. В деле «По опекунству над имуществом умершей вдовы действительного статского советника Екатерины Ивановны Путиловой» есть определение Окружного суда от 22 февраля 1885 года: «утвердить в правах наследников Е. И. Путиловой – Александра Николаевича Печникова и Марию Николаевну Божукову». И здесь же: «Вдова титулярного советника М. Н. Божукова просит движимое имущество... оставить ей на хранение вплоть до окончания дела, объясняя, что наследники – она, как родная дочь Е. И. Путиловой, и брат ее – родной сын от первого брака Александр Николаевич Печников, статский советник».
Таким образом, у Н. И. Путилова не было своих детей, но были пасынок и падчерица – дети Е. И. Путиловой от первого брака с отставным генерал-майором Николаем Печниковым. Им-то и перешли по наследству имения рядом с Путиловским заводом. Мария унаследовала «Кирьяново», а Александр – дачу на территории завода в начале Шелкова переулка.
При Путилове, а затем при его жене и падчерице на территории усадьбы «Кирьяново» все помещения сдавали внаем: здесь работало несколько небольших фабрик (И. Ф. Перепелкина, А. Н. Квасникова, П. М. Мартынова), причем в Купеческой книге 1874 года о Мартынове сказано: «жительствует в Петергофском участке, на даче Путилова. Торг обоями». В главном усадебном доме, в деревянных надстройках и флигелях располагались квартиры.
В 1880 – 1890-х годах при Марии Божуковой в помещениях усадьбы провели ремонт, к зданию подвели водопровод, квартиры оборудовали ватерклозетами, что было редкостью по тем временам. С 1896 года в верхнем этаже центральной части здания размещался Клуб служащих Путиловского завода. Его, по воспоминаниям современника, охотно посещали служащие с семействами. Там проходили «семейно-танцевальные вечера», «очень недурные концерты и спектакли» и детские праздники, а вот «скромный буфет едва удовлетворял требования».
В дальнейшем заведение продолжало существовать, но уже в другом формате: в первые десятилетия советской власти в главном корпусе усадьбы находился центральный рабочий клуб Петергофского района, затем – Дом художественной самодеятельности завода «Красный путиловец» и пионерская база.
Сегодня правое крыло усадебного дома занимает историко-краеведческий музей «Нарвская застава». Сотрудники музея продолжают исследования и планируют в будущем открытие новой экспозиции, посвященной «путиловскому» периоду в истории усадьбы «Кирьяново».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6838) от 30.12.2020 под заголовком «Дача за Нарвской заставой».
Материалы рубрики
В Петербурге представили книгу-альбом об Александре Невском
Красные против красных. Историк – о Кронштадтском восстании
В Петербурге показали курительную трубку Емельяна Пугачева
Кое-что о владельце виллы. Как сложилась судьба архитектура Лумберга
Обводный. Факты о самом крупном канале Петербурга
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии