Преграда для чумы. Как на дорогах в Петербург появились карантинные заставы
Официальное название этого документа, датированного 19 апреля 1771 года, – «Указ Правительствующего Сената с изложением именного указа императрицы Екатерины II о продлении карантинных застав на дорогах в Санкт-Петербург». Документ хранится в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН.

Документ хранится в «Коллекции печатных изданий», собранных основателем института историком Николаем Лихачевым. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В 1770 – 1772 годах в Москве разразилась эпидемия чумы. Она была связана с Русско-турецкой войной, начавшейся в 1768 году: вспышка заболевания случилась в причерноморских странах и поразила воюющие армии. На территорию России его, по всей видимости, привезли обозы с ранеными.
В Москве обозы направляли в Лефортово, где еще во времена Петра I был устроен военный госпиталь. Именно там и был зафиксирован первый очаг эпидемии: в ноябре 1770 года умер привезенный с фронта офицер, затем его лечащий врач, а после этого – более двадцати человек, проживавших вблизи госпиталя. Вторым очагом стал Большой суконный двор в Замоскворечье – крупная ткацкая фабрика. Туда, очевидно, была завезена зараженная чумой трофейная шерсть.
Как отмечал исторический романист XIX века Григорий Данилевский, морозы задержали распространение эпидемии, но «с первым теплом весны следующего, 1771-го, года моровая язва распространилась по Москве с ужасающей силой... Трупы людей, умерших от чумы, валялись по улицам; чернь грабила одежды с мертвых, врывалась в зачумленные дома. Население Москвы в отчаянии и страхе бросилось в окрестные села и города. Московский главнокомандующий, старик-фельдмаршал граф Петр Семенович Салтыков, также бежал из столицы в свое подмосковное поместье, село Марфино; за ним из города выехали другие знатные лица и все, кто имел средства скрыться в других местах».
Опасность угрожала Петербургу, и Екатерина II поручила генерал-адъютанту графу Якову Брюсу учредить карантинные заставы. Первую – в Твери, вторую – в Вышнем Волочке, третью – в Бронницах. Кроме того, было решено установить заставы на дорогах, идущих к Петербургу, «яко знатнейшему в империи порту»: на старо-русской, тихвинской, новой и старой новгородской и на смоленской дорогах.
В мае 1771 года Екатерина II жаловалась подруге своей матери Иоганне Доротее Бьельке: «Тому, кто вам скажет, что в Москве чума (la peste), скажите, что он солгал; там были только случаи горячек, гнилой и с пятнами (fievres putrides et pourprees); но для прекращения панического страха и толков я взяла все предосторожности. Теперь жалуются на строгие карантины. Не изуверы ли те, которые видят чуму там, где ее вовсе нет?».
Как бы то ни было, но принятые меры возымели эффект. 15 ноября Екатерина II официально объявила, что эпидемия закончилась, хотя смерти продолжались вплоть до начала 1772 года.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7057) от 24.11.2021 под заголовком «Заставы на дорогах».
Материалы рубрики
Жестяной бокал с изображением Петра Великого стал одним из сувениров по случаю 200‑летия взятия русскими войсками Риги
Сильнее, чем генетика. Обеспечить хорошее «самочувствие» сердцу помогут полезные привычки
Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии