Праздник «с веселостию». Как отмечали Новый год при Елизавете Петровне
Как известно, традиция отмечать 1 января Новый год «с веселостию», с фейерверками и праздничным застольем была заведена Петром I, и последующие российские императоры следовали этому примеру. Особенной роскошью и изысканностью увеселений отличался двор Елизаветы Петровны. Множество подробностей новогодних праздников содержат газета «Санкт-Петербургские ведомости» и «Камер-фурьерские журналы» (так с 1726 года стали называться «подённые записки», заведенные Петром в конце XVII века). Камер-фурьер – придворный чин, наблюдавший за парадным обедом.

Фейерверк, устроенный 1 января 1761 года, представлял Российскую империю в образе пышной колоннады, состоящей из гербов составляющих ее губерний. Гравюра Алексея Грекова из собрания Государственного музея А. С. Пушкина (Москва). / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
За несколько дней до начала нового года придворная контора распространяла «повестки», или билеты, – приглашения приехать во дворец. Первый визит в императорскую резиденцию гости наносили утром 1 января в десять или одиннадцать часов для поздравления государыни. Из года в год в «Камер-фурьерские журналы» записывали произнесенные поздравительные тосты. Вот некоторые из них: «Все верные подданные желают Ее Императорскому Величеству на Новый год многолетное здравие и счастливое владение».
После приветствий и поздравлений императрицы проходило «обеденное кушанье», часто в узком кругу. Поздравительные речи и тосты «при питии за Высочайшее здоровье» (Елизавета, как и ее отец, отдавала предпочтение токайскому) сопровождались пушечной пальбой. Из Петропавловской крепости гремел 101 выстрел, из Адмиралтейской – 100. К этому добавлялись громкие поздравления с музыкой и барабанным боем от петербургских полков.
К вечеру гости вновь съезжались во дворец – на бал. Чаще всего его назначали на 18 часов. Дресс-код был прописан в пригласительном билете. Например, 1 января 1746 года дамам надлежало явиться «в робах» (так называли роброн – парадное платье с пышной юбкой, облегающее до талии. – М. К.), а кавалерам – «в богатом платье». В другой раз дамам полагалось быть в «самарах» – широких распашных платьях, завязывающихся на талии шарфом или поясом.
Вообще для придворных дам и знатных особ елизаветинские балы и маскарады становились сущим испытанием: опасно было превзойти царицу в красоте и изысканности. Ленты, кружева, банты, броши, украшавшие наряд и прическу, могли вызвать внезапный гнев государыни. Даже завитые локоны могли прийтись не по вкусу. Елизавету Петровну отличало безудержное желание затмевать всех. И в танцах ей действительно не было равных...
После бала наступало время ужина. Представители высшего света (статс-дамы, фрейлины, иностранные министры и гости, высшие сановники и придворные кавалеры) рассаживались за столами в соответствии с полученными номерами. Елизавета Петровна изучала описания придворных версальских банкетов, и петербургский двор равнялся на французскую кулинарную школу.
Программа новогодних дней непременно включала в себя публичные маскарады, костюмированные празднества, длившиеся долго, иной раз по 11 часов, заканчиваясь под утро. Маскарад вносил в жизнь элементы интриги и игры и был менее церемониальным, чем бал. Не случайно XVIII столетие называли «играющим веком».
Елизавета ввела запрет на «непристойные платья». Так, 2 января 1751 года на маскарад было велено прибыть «в пристойных масках, не имея арлекинского, пилигримского и деревенского платья». Царица стремилась исключить возможность господ надевать на маскарад одежду своих слуг и крепостных, экономя на нарядах. Не разрешалось приходить с саблями, кинжалами, использовать «хрустали, наподобие алмазов и других каменьев». И еще государыня не терпела «мишуры на платьях» да распущенных по спине волос. Об этом всякий раз напоминали в пригласительных билетах.
А чтобы во дворец под маской не проник кто-то посторонний, придворный гоффурьер и гвардейские офицеры при входе у дверей забирали билеты и просили приподнять маску, чтобы проверить, кто под ней скрывается...
Сущим наказанием для многих становилась царская прихоть облачать мужчин в пышные женские наряды, а женщин – в мужские. По свидетельству современников, на самой Елизавете, обладательнице стройных ног, мужские наряды смотрелись великолепно, чего нельзя сказать об остальных участниках маскарада.
Вообще Елизавета ни в чем не желала уступать французским королям. С балкона дворцового зала звучала итальянская вокальная и инструментальная музыка, выступал хор придворных певчих, мерцало пламя нескольких тысяч свечей, усиленное эффектом отражения в многочисленных зеркалах. На банкетных столах устраивали цветники, в которых горели восковые свечи в хрустальных шкаликах, красовались пирамиды конфет и фруктов, журчали фонтаны.
Эскизы дворцовых интерьеров, фигурных столов (в виде короны, вензеля, ракушки) и декоративных композиций для них придумывал архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
Кстати, в присутствии Елизаветы Петровны никто не смел курить: государыня не терпела табачного дыма. Да и безудержных возлияний, как при ее батюшке, тоже не было...
Газетный зал
«С наступлением праздничных дней к Петербургу начался подвоз елок, без которых и праздник не кажется праздником. К сожалению, не всем обывателям придется иметь в своем доме елку, так как цены, по словам торговцев елками, будут очень высокие. Стоимость елок, смотря по размеру их будет колебаться от 1 руб. до 30 руб. за штуку».
«Петербургская газета», 1 января 1912 г.
«Живопырки». Так назывались и теперь вполне можно так назвать открывающиеся с каждым днем трактиры, наподобие прежних кабаков, принадлежащие частным предпринимателям. Открыты они, конечно, наспех, то есть с тем, чтобы как можно поскорее зарабатывать побольше «лимонов». Как пример приведу трактир «Москву», на Боровой, где пол грязнее чем в конюшне и ужасная сырость. В зале около 15 – 20 столов и все они обслуживаются одной единственной, валящейся с ног работницей. Во втором так называемом «ресторане» в том же районе (на Разъезжей улице, против б. рынка) картина почти такая же. Печально, что органы, ведающие охраной труда и здоровья трудящихся не обратили еще внимания на тяжелые условия, в которых приходится работать в этих кабаках рабочим народного питания, и не привлекли к ответственности акул-эксплуататоров. Охрана труда и санитарный надзор, усильте бдительность!»
«Красная газета», 18 декабря 1921 г.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7083) от 30.12.2021 под заголовком «Елизавета предпочитала токайское».
Материалы рубрики
Литературный круиз. В Петербурге прошел День Достоевского
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии