Посол из блокады: воспоминания ленинградца о войне
Треть века я представлял в дальних странствиях свою родину и свой народ. На встречах, которые проводились, когда советское судно заходило в иностранные порты, мне доводилось рассказывать о Ленинграде и его подвиге во время войны. Поверьте, я не встретил ни одного места на земле, где бы люди не знали о героическом прошлом моего города и мужестве его защитников и жителей.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
...Двенадцатилетний подросток, я выжил в самые трудные месяцы блокады благодаря маме. Мою жизнь она сохранила, потому что не пожалела своей.
Когда мамы не стало, меня отправили в детский дом, который находился на Васильевском острове. К сожалению, я не запомнил, как звали ту замечательную женщину, которая его возглавляла. Но знаю, что все детдомовцы, от самых маленьких, остались живы, когда вокруг людей косила смерть от голода.
На всю жизнь я запомнил собрание, на которое заведующая позвала старших ребят, чтобы обратиться к нам с просьбой. Она попросила (именно так) отдать по одной конфетке из патоки, обсыпанной какао, малышам - нам накануне выдали по три штуки. А взамен получить положенный крохам кусочек хлеба, поскольку желудки двух-трехлетних детей не переваривали этот суррогат. Конечно, мы все откликнулись на эту просьбу.
А как тяжело и страшно было большими щипцами размером в мой рост выковыривать сброшенную с немецкого самолета зажигалку, которая извергала ослепительное пламя у края крыши дома, и кидать ее на землю. Но я это делал, понимая, что моему отцу, защищавшему город на Синявинском плацдарме, приходится еще тяжелее. К сожалению, смертельно раненный вражеской миной, он не дожил до победы.
А как трудно было перейти по улице всем классом из школы в столовую, когда фашист вдруг начинал обстреливать город и звук рвущихся бомб и снарядов настигал нас. И как не хватало мне и моим друзьям силенок, когда мы заготавливали дрова, рыли окопы, копали огороды.
Не забыть мне и того, с какой гордостью в один из дней я сопровождал своего старшего двоюродного брата - летчика, Героя Советского Союза Евгения Алексеевича Пылаева. И как бережно потом носил его планшетку. Это был не щенячий восторг несмышленыша. Я хорошо знал, что такое незащищенное небо города в первые месяцы войны и что значат двадцать два сбитых братом (на разных фронтах) вражеских самолета.
Об этом и другом я рассказывал жителям, морякам, докерам разных стран и континентов. И они понимали, в чем сила нашей страны. В ее народе. Откликнитесь, пожалуйста!
Аркадий ХАРЧИСТОВ, капитан транспортного рефрижератора «Карл Либкнехт»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6512) от 28.08.2019 под заголовком «Посол из блокады».
Комментарии