Последний пассажир Б-752. Во время блокады десятки тысяч ленинградцев спасла Ладога

Во время блокады десятки тысяч ленинградцев спасла Ладога, которую горожане, да и вся страна, емко и справедливо назвали Дорогой жизни. Но, к сожалению, не все, как мы теперь знаем, смогли достичь спасительного берега. Счет трагедий был открыт осенью 1941 года.

Последний пассажир Б-752. Во время блокады десятки тысяч ленинградцев спасла Ладога | «Орел» неустанно передавал в эфир открытый сигнал SOS, но помощь опаздывала… Тем не менее, имея на борту всего 4 спасательных круга, он не отдал Ладоге 216 молодых жизней./Репродукция. Фото автора

«Орел» неустанно передавал в эфир открытый сигнал SOS, но помощь опаздывала… Тем не менее, имея на борту всего 4 спасательных круга, он не отдал Ладоге 216 молодых жизней./Репродукция. Фото автора

В ночь с 16 на 17 сентября на Ладоге произошла катастрофа, сравнимая с гибелью «Титаника». Разница была лишь в том, что о гибели пассажиров лайнера сразу узнал весь мир. А мы десятилетиями молчали о том, как в холодных водах озера погибли более 1200 наших граждан. Молчали, потому что в этой трагедии была виновата не только война. На документах, рассказывающих, что случилось с баржей Б-752 и ее пассажирами, о действиях капитанов буксира «Орел» и канонерской лодки «Селемжа», до 2004-го стоял гриф секретности. Говорят, что с тех, кто выжил, брали ­подписку о неразглашении.

Среди спасшихся был 17‑летний Василий Максимов, курсант Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф. Э. Дзержинского. Я познакомилась с Василием Федоровичем, когда он находился уже в почтенном возрасте — 87 лет. Поводом для встречи, которая состоялась в 2010 году, было его письмо в редакцию. В нем ветеран рассказал, как сражался в Великую ­Отечественную, и особенно о том, что случилось с ним в самые первые месяцы войны.

Из курсантов училища, в том числе первокурсников, в конце июля сформировали истребительный батальон, который сразу же был отправлен на передовую, в район Котлов. Недостаточно подготовленные и плохо вооруженные ребята не дрогнули, хотя жизнь их под минами и бомбами ежедневно висела на волоске. Выматывали частые перемены позиций, бессонные ночи, угрозы взводного расстрелять тех, кто струсит.

«Некоторое время мы отбивали атаки противника, но из‑за явного его превосходства получили ­команду отходить. Батальон отозвали в Ленинград 8 сентяб­ря, в день, когда город оказался в кольце блокады», — писал Максимов. А через восемь дней курсанты училища уже грузились в Осиновце на большую деревянную несамоходную баржу (на ней раньше перевозили скот), чтобы отправиться доучиваться в эвакуации.

Одновременно на Б-752, которую буксир «Орел» должен был провес­ти по озеру 100 километров до Новой Ладоги, оказались то ли 1200, то ли 1500 пассажиров. Точного учета не велось. На барже находились командиры и члены их семей, курсанты, служащие нескольких военных училищ Ленинграда, офицеры ряда управлений ВМФ, военные медики — выпускники Военно-медицинской академии с женами, гидрографы, ученики двух ремесленных училищ, женщины с детьми и иные гражданские лица.

Что было дальше, я захотела узнать не из письма, а при личной встрече с Максимовым, ставшим одним из свидетелей страшной катастрофы. Конечно, я опасалась, что «возвращение» в ту «ночь-день» может оказаться для пожилого человека трудным, а то и нежелательным. Однако Василий Федорович встретиться согласился. Я посмотрела на конверт, чтобы узнать адрес. Сосед! Он жил со мной в одном квартале.

Мы встречались несколько раз, гуляли во дворе, сидели на лавочке. Капитан 1-го ранга в отставке Василий Федорович Максимов оказался интеллигентным, приветливым и очень скромным человеком.

Я поступил в Военно-морское инженерное училище, потому что в нем учился мой старший брат Алексей. И на барже мы тоже оказались вместе, хотя он не хотел уезжать из Ленинграда, просил командование оставить его защищать город. Но согласия на это не получил, — рассказывал он. — Мы вышли в плавание около полуночи. Было заметно, что баржа, на палубе которой плотно сидели люди и стояло несколько машин, сильно перегружена. Я вместе с другими курсантами находился в трюме, из которого нам не разрешили выходить.

Около полуночи начался шторм, через пару часов он достиг 8 баллов. Обшивка баржи трещала и отваливалась, в трюме появилась вода. Когда она поднялась выше колен, я и несколько курсантов, несмотря на запрет, выбрались на палубу. По ней катились волны. И очень скоро огромный вал одним махом сбросил в воду сотни человек. Стоявший на палубе шкиперский домик, в котором прятались дети, тоже оказался в воде. Рядом с баржей плавали бревна, дос­ки, но использовать их для спасения у тонущих не было возможности из‑за волн и сильного ветра. На рассвете над баржей появились немецкие самолеты. Один из летчиков сбросил бомбу и начал расстреливать тонущих людей…

Я и несколько ребят еще как‑то держались на палубе. Алексей был в пятнадцати метрах от меня. Мы встретились взглядом, и тут же волны сбросили нас в воду. Сразу вынырнуть на поверхность у меня не получилось — надо мной находились люди. Когда это с трудом удалось сделать, оказался у кормы баржи. На ней стояли несколько ребят, держась за канат поломанного рулевого устройства. Я тоже сумел за него ухватиться.

Нам долго пришлось бороться с ветром, водой и холодом, подбадривая друг друга криками «Держись!», прежде чем к барже подошла канонерская лодка «Селемжа». Она давно уже находилась в пределах видимости, но почему‑то не торопилась оказать помощь тонущим людям. (По итогам расследования капитан получил минимальное наказание. — Ред.). «Селемжа» сняла с баржи оставшихся на ней 24 человека. Нам бросили трос со спасательным кругом, но я не смог им воспользоваться. И снова стал тонуть. Несколько раз шел ко дну, пока огромная волна не подбросила вверх над канонеркой и матросы не поймали меня за руки.

…Их доставили в Новую Ладогу. Там уже находился буксир «Орел», который поднял на борт 216 человек — это был предел его возможности. Спасенные говорили, что капитан буксира Иван Дмитриевич Ерофеев уводил судно с места трагедии буквально со слезами на глазах. Как потом стало известно, он изначально сомневался в успешности транспортировки перегруженной баржи, тем более что, по прогнозу, ожидали шторм. Но командование все же приказало капитану выйти в рейс. Живыми из него вернулись только 240 пассажиров Б-752.

Мои родители получили сообщение, в котором говорилось, что их сын Алексей «погиб смертью храбрых и похоронен на берегу Ладожского озера». Но это не так. Для большинства погибших могилой стала Ладога, — был уверен Василий Федорович.

Каждый год в Осиновце у мемориала «Ладожский курган» 17 сентября встречаются потомки тех, кто не выжил в катастрофе. В музее «Дорога жизни» есть экспозиция, посвященная гибели баржи.

Василий Федорович верил, что своим спасением обязан судьбе, которая посчитала — жить и служить Родине теперь моряк должен за двоих, за себя и за брата. Он об этом помнил всегда и уже не боялся трудностей и опасности. Через год, окончив училище, которое было эвакуировано в Баку, воевал на плавучей зенитной батарее «Меридиан», которая входила в состав Каспийской военной флотилии. Фашистские летчики метили в цистерны с горючим, и отбивать их атаки зенитчикам приходилось, когда вокруг бушевал огненный смерч. В 1943 и 1944 годах ходил на кораб­лях Черноморского флота — подводной лодке «Щ-205» и крейсере «Красный Крым». Подлодка выполняла различные задания у захваченного врагом Севастополя.

Но и на этом война для Василия Федоровича Максимова не закончилась. Орденом Мужества он был награжден уже в мирное время. В 1957 году участвовал в испытании атомного оружия на Новой Земле.

Потом мы беседы вели только по телефону — Василию Федоровичу стало трудно выходить на улицу. Но вот уже несколько лет его номер молчит… 17 сентября я обязательно приду к нашей скамейке во дворе его дома.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Ладога #война #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07.09.2022 под заголовком «Последний пассажир Б-752».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».