Помыться за пятачок. Почему на Васильевском острове так и не построили народные бани

В середине XIX века Галерная гавань, раскинувшаяся на западной оконечности Васильевского острова, представляла собой глухую окраину, подверженную частым наводнениям. Писатель Иван Панаев отмечал тогда, что эта низменная местность, соседствующая со Смоленским кладбищем, «ненадежный приют самого бедного петербургского народонаселения, о существовании которого вы только подозреваете - того народонаселения, которое замирает от страха при малейшем возвышении воды».

Помыться за пятачок. Почему на Васильевском острове так и не построили народные бани | Проект Н. В. Васильева и А. И. Ржепишевского из книги: Лисовский В. Г., Гашо Р. М. Николай Васильев. «От модерна к модернизму», СПб., 2011.

Проект Н. В. Васильева и А. И. Ржепишевского из книги: Лисовский В. Г., Гашо Р. М. Николай Васильев. «От модерна к модернизму», СПб., 2011.

Во время первой русской революции 1905 - 1907 годов столичные власти столкнулись с массовой безработицей и решили убить сразу двух зайцев: и людей занять, и местность облагородить. На средства городского бюджета были развернуты общественные работы. Они быстро дали результат: к концу 1907 года силами взявших в руки лопаты и тачки безработных в гавани был поднят уровень грунта, засыпана часть Шкиперского протока - теперь появилась возможность задуматься о благоустройстве этой местности.

Осушенную территорию можно было использовать под стройплощадки, но для будущих жильцов требовалось развивать инфраструктуру. В 1909 году Санкт-Петербургская городская управа задумала построить здесь народные бани (мыться в собственной квартире тогда могли себе позволить немногие горожане). Первым шагом стало объявление конкурса эскизных проектов. Организатором соревнования выступило Санкт-Петербургское общество архитекторов. В жюри конкурса входил архитектор академик Павел Сюзор, автор Дома Зингера (Дом книги), получивший также широкую известность как строитель новаторских банно-оздоровительных комплексов.

Место для предполагаемого строительства было выбрано на пересечении Малого проспекта (сейчас часть Среднего пр.) и Карташихиной ул. Недавно засыпанная часть Шкиперского протока отсекала этот угол от квартала - так что застраивать предстояло треугольный участок.

Бани предназначались «для рабочего и бедного класса населения, исключительно с одними 5-копеечными отделениями», поэтому задачей было спроектировать простое, дешевое и «целесообразное» банное здание. Мужское отделение должно было быть вдвое вместительнее женского - ведь «мужчины, работающие на фабриках, пользуются банями только в свободное вечернее время», и тогда отделение будет заполнено до предела.

Помимо собственно банных помещений требовалось спроектировать замкнутые дворики «для мытья в летнее время на открытом воздухе». Парикмахерская планировалась лишь при мужском отделении (женщинам из низов не пристало делать прически!), зато при женском должна была работать «женщина-врач», способная осматривать посетительниц и давать им «врачебные советы». Необходимо было спроектировать также прачечную и дезинфекционную камеру: Петербург нередко был подвержен эпидемиям и нелишним было регулярно обеззараживать одежду.

На конкурс был представлен 21 проект. Первое место завоевал гражданский инженер А. В. Розенберг. Его проект под простым и понятным девизом «С легким паром» отличался и планировочной ясностью, и четкостью. Судьи признали эту работу «выдающимся решением»: «Простой, ясный план; все помещения простой формы, достаточно освещены, удобно сообщаются; входы в отделения бань хороши и архитектурно выделены - заметны, легкодоступны».

«Прекрасно обдуманной циркуляции моющихся» добились в своем проекте соавторы, занявшие второе место, - А. И. Клейн и все тот же А. В. Розенберг: условиями конкурсов не возбранялось подавать сразу несколько работ - хоть в соавторстве, хоть поодиночке. Особенностью этой работы является центральный круглый двор, от которого веером расходятся лестницы, ведущие в различные помещения бань: не заблудишься.

«Очень хорош, прост, ясен и легко исполним в натуре» оказался проект под девизом «Банщица», исполненный Н. В. Васильевым и А. И. Ржепишевским. Однако здесь подкачало неудачное размещение прачечной и дезинфекционной камеры, и судьи с сожалением отметили, что лишь этот недостаток отобрал у проекта первое место, отбросив его на третье. Фасады (историк архитектуры В. Г. Лисовский отмечает, что автором рациональных фасадных решений был Н. В. Васильев), как и предписывалось условиями, максимально упрощены, но не лишены ярких акцентов.

До постройки банного комплекса у городских властей руки так и не дошли... После Великой Отечественной войны на этой территории был разбит Шкиперский сад, сохранивший в своем названии память о некогда существовавшем здесь заболоченном протоке.

#Васильевский остров #история Петербурга #город #баня

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6483) от 18.07.2019 под заголовком ««Банщица» за пятачок».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».