Полёты под мостами: какими они были в кино и наяву?

За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, в марте 1941 года, на экраны кинотеатров вышла снятая на «Ленфильме» лента «Валерий Чкалов». Ее своеобразной визитной карточкой стал эпизод, в котором самолет Чкалова пролетел под мостом Равенства (так с 1918-го по 1934 год назывался нынешний Троицкий мост, до 1991 года — Кировский).

Полёты под мостами: какими они были в кино и наяву? | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Ряд современных исследователей скептически относятся к тому, что Чкалов действительно совершал такой полет. В некоторых источниках пишут, что этот эпизод был придуман режиссером Михаилом Калатозовым специально для фильма. Как же все было на самом деле?

Создатели фильма вспоминали: все богатство чкаловской биографии вместить в ограниченные рамки было невозможно. Приходилось отбирать лишь наиболее значительные, наиболее важные факты. Первоначальный вариант сценария Калатозову не очень нравился, так как там, по его мнению, не хватало любовной линии. Не были «прописаны» в сценарии и причины увольнения Чкалова из рядов военно-воздушных сил, поэтому сценарий фильма неоднократно перерабатывали.

На главную роль режиссер пригласил актера МХАТа Владимира Белокурова. Выбор был сделан прежде всего из‑за его характера. Кинокритики 1940‑х годов отмечали, что в его облике есть нечто, напоминающее Чкалова.

Однажды во время перерыва в съемках консультировавшие фильм летчики обсуждали рассказы о том, как задолго до Чкалова, в годы Первой мировой вой­ны, пилоты совершали полеты под петроградскими мостами. Калатозов внимательно слушал. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Было принято решение включить в фильм эпизод пролета Чкалова под мостом, совершенного, чтобы завоевать сердце любимой. А чтобы другим пилотам не пришло в голову подобным образом привлекать внимание девушек, финалом этой истории, по сценарию, стало увольнение Чкалова из военно-воздушных сил за хулиганский поступок.

В октябре 1940 года ленинградские газеты взахлеб писали о мастерстве летчика, который на съемках фильма исполнил сложнейший пилотажный трюк — пролетел на самолете под Кировским мостом, причем несколько раз. Сделал это летчик Евгений Иванович Борисенко.

В целях безопасности был выбран самолет-амфибия Ш-2. В первый день съемок, 22 октября 1940 года, Борисенко сделал два удачных дубля подряд. Однако режиссер с оператором, перестраховываясь, на следующий съемочный день попросили летчика повторить полет — и тот снова успешно справился с заданием. Но без происшествия в итоге все равно не обошлось.

После окончания съемок кинооператор Александр Гинцбург попросил летчика «высадить» его поближе к студии «Ленфильм». Были уже сумерки. Борисенко приводнил гидросамолет, но на пути машины встретился топляк — затонувшее бревно. Получив пробоину, фюзеляж быстро наполнился водой, и гидросамолет в считанные секунды затонул. На поверхности воды остался только хвост. Борисенко, вынырнув, увидел, что кинооператора нигде нет. Тогда, сбросив кожаное пальто, он нырнул и через несколько секунд вытащил Гинцбурга — жизнь того была спасена…

Что же касается первого (или одного из первых) документально подтвержденного пролета под мостом, то его совершил пилот-самоучка Харитон Славороссов. В 1912 году в местечке Мокотово под Варшавой, управляя аэропланом «Блерио», на глазах у публики он пролетел под мостом через реку Вислу. А непосредственно под Троицким мостом в 1916 году первый пролет совершил на летающей лодке М-5 Георгий Фриде, летчик-инструктор Петроградской офицерской школы морской авиации.

В том же году его друг и коллега — лейтенант Алексей Грузинов, выпускник Севастопольской авиа­ционной школы, повторил этот «пилотажный элемент», причем он существенно усложнил задачу, пролетев под всеми подряд мостами на Неве. Нельзя не вспомнить легендарного летчика Александра Прокофьева-Северского, также выпускника Севастопольской авиационной школы. В начале 1916 года он без разрешения поднялся в воздух на летающей лодке М-9 и среди бела дня пролетел под центральным пролетом Николаевского (ныне Благовещенского) моста в Петрограде. При этом еще умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.

Валерий Чкалов тоже повторил этот трюк, произошло это в октябре 1925 года. Летчик Михаил Водопьянов вспоминал, что рискнуть Чкалов решился не сразу. Проверял, примеривался… «Летая в районе Троицкого моста, он снижался над Невой так, что колеса его самолета почти касались воды. Не раз ходил он по Троицкому мосту и… время от времени заглядывал через перила вниз. Опытный, зоркий глаз летчика отмечал и ширину пролета, и высоту над водою», — вспоминал Водопьянов.

И в конце концов Чкалов решился на полет. Только не под центральным, а под третьим пролетом, который имеет ширину 22 мет­ра, а высоту при среднем уровне воды в Неве — 4,8 мет­ра. «Размах крыльев самолета Fokker D.XI, на котором летал Чкалов, — 11 метров 67 сантиметров, высота — 3 метра 20 сантиметров. Но пролет имеет форму арки, то есть кверху сильно сужается. «Теперь становится понятно, почему машину надо было провести очень точно посредине пролета и в какой «теснине между устоев моста» промчался Чкалов», — отмечал Водопьянов.

Полет был совершен среди бела дня, на глазах у сотен людей. Естественно, что молва о нем быстро распространилась. Большинство летчиков восхищались авиационным мастерством Чкалова, однако некоторые расценили его поведение как бессмысленное трюкачество. Чкалов принимал поздравления и одновременно отшучивался от нападок. «Чего вы от меня хотите? — говорил он. — Французский летчик за большие деньги взялся пролететь под Эйфелевой башней. Полетел и разбился. А я под мост даром слетал…»

Читайте также:

«После высочайшего обозрения»: при таком условии в музей Петра Великого открыли доступ публике

Как ООН сменила Лигу Наций? Эта организация сохраняет свой статус важной мировой трибуны


#Троицкий мост #история #кинематограф #полет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (7976) от 22.08.2025 под заголовком «Полеты под мостами».


Комментарии