Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета
В 1942 году в фонд Государственной Публичной библиотеки поступила коллекция открыток, принадлежавшая Игорю Николаевичу Чуракову. Известно про него достаточно мало: инженер-экономист, член секции филокартистов Ленинградского общества коллекционеров, жил в доме № 18 по Верейской улице, умер в апреле 1942‑го, похоронен на Пискаревском кладбище. В его коллекции — более 55 тысяч открыток с видами городов и населенных пунктов нашей страны. Немало в ней и петербургских сюжетов.

Автор художественного полотна «Великий вождь» Юрий Репин внешне был похож на Петра Великого, чем не без основания гордился./Репродукция. ФОТО автора
Одна из открыток, датированная началом ХХ века, подписана следующим образом: «Офицерское собрание Л.‑гв. Преображенского полка». Находилось оно на Кирочной улице — в том здании, где ныне расположен 1‑й Западный окружной военный суд. В том, что запечатлена находящаяся именно там парадная лестница, никаких сомнений нет. Интересны детали. В первую очередь: что за картина видна между пролетами лестницы?
Как удалось определить, это полотно художника Юрия Ильича Репина (сына Ильи Репина), которое сам автор назвал «Великий вождь». Произведение было создано в 1910 году, вскоре после 200‑летних торжеств по случаю запечатленной на нем Полтавской баталии. Кстати, другое название картины, звучащее как «Петр I перед Полтавской баталией», не совсем корректно, поскольку в левой нижней части изображены уже брошенные на землю поверженные шведские знамена.

В феврале 1910 года «Петербургская газета» сообщала: «Со вчерашнего дня на постоянной выставке в обществе поощрения художников выставлена картина Ю. И. Репина, получившая двухтысячную юбилейную премию. Картина изображает Петра Великого, объезжающего войска после Полтавской битвы… Фигура красавца Петра, гарцующего верхом на коне с непокрытой гордой головой и машущего треуголкой, — превосходна. Лицо царственного всадника дышит энергией, мощью, красиво устремленные в даль глаза горят отвагой, верой в себя и в свои силы…».
Известны два варианта картины. Различие состоит в том, что на одной Петр запечатлен на фоне пехоты и на его кафтане — орден, на другой же ордена нет, а на заднем плане — кавалерия. При максимальном увеличении изображения открытки стало понятно, что в Офицерском собрании лейб-гвардии Преображенского полка находился вариант «с орденом». Именно эту картину можно увидеть на фотографии 1910‑х годов, сделанной в мастерской Юрия Репина.
Как удалось выяснить, ныне эта картина хранится в фондах государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы». Его сотрудники сообщили, что более полувека картина находилась в частной коллекции жителя Ленинграда, затем была выкуплена Дирекцией художественных выставок в 1967 году и передана в музей. Где находится вторая версия картины, неизвестно…

Еще одна деталь. Если внимательно всмотреться в открытку, то под портретом можно увидеть беломраморную скульптуру льва на небольшом пьедестале. Она служила своего рода реликвией («достопримечательной вещью») Преображенского полка.
В советское время скульптура долгое время находилась в глубине сквера перед зданием на Суворовском проспекте, где в разные годы размещались подразделения Военной академии связи и Ленинградского высшего военного инженерного училища связи имени Ленсовета (до революции там находилась Императорская Николаевская военная академия). Сюда льва перенесли в 1940‑е годы — на то место, где стоял уничтоженный во время революции монумент «Питомцам Николаевской академии Генерального штаба, павшим на поле брани».
Изображение царя зверей попало на страницы весьма популярной в свое время книги Вячеслава Нестерова «Львы стерегут город», изданной в 1971 году. Впрочем, как оказалось, сквер у академии был временным пристанищем этой скульптуры. В 2003 году, когда отмечалось 300‑летие Петербурга, ее место занял памятник Александру II. А льва перенесли буквально на несколько десятков метров и разместили между колоннами портика здания Военной академии связи. Там он находится и ныне.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7344) от 27.01.2023 под заголовком «Полтава, вождь и лев».
Материалы рубрики
Без одного хода чемпион. Михаил Чигорин мог стать первым шахматистом из России с мировым рекордом
Бунт кормилиц. Им подали суп без мяса
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии