Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета

В 1942 году в фонд Государственной Публичной библиотеки поступила коллекция открыток, принадлежавшая Игорю Николаевичу Чуракову. Известно про него достаточно мало: инженер-экономист, член секции филокартистов Ленинградского общества коллекционеров, жил в доме № 18 по Верейской улице, умер в апреле 1942‑го, похоронен на Пискаревском кладбище. В его коллекции — более 55 тысяч открыток с видами городов и населенных пунктов нашей страны. Немало в ней и петербургских сюжетов.

Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета | Автор художественного полотна «Великий вождь» Юрий Репин внешне был похож на Петра Великого, чем не без основания гордился./Репродукция. ФОТО автора

Автор художественного полотна «Великий вождь» Юрий Репин внешне был похож на Петра Великого, чем не без основания гордился./Репродукция. ФОТО автора

Одна из открыток, датированная началом ХХ века, подписана следующим образом: «Офицерское собрание Л.‑гв. Преображенского полка». Находилось оно на Кирочной улице — в том здании, где ныне расположен 1‑й Западный окружной военный суд. В том, что запечатлена находящаяся именно там парадная лестница, никаких сомнений нет. Интересны детали. В первую очередь: что за картина видна между пролетами лестницы?

Как удалось определить, это полотно художника Юрия Ильича Репина (сына Ильи Репина), которое сам автор назвал «Великий вождь». Произведение было соз­дано в 1910 году, вскоре после 200‑летних торжеств по случаю запечатленной на нем Полтавской баталии. Кстати, другое название картины, звучащее как «Петр I перед Полтавской баталией», не совсем корректно, поскольку в левой нижней части изображены уже брошенные на землю поверженные шведские знамена.

Кирочная открытка.jpg
После революции многие реликвии из ликвидированных офицерских собраний поступили в Музей артиллерии, а что‑то попало в частные коллекции./Репродукция. ФОТО автора

В феврале 1910 года «Петербургская газета» сообщала: «Со вчерашнего дня на постоянной выставке в обществе поощрения художников выставлена картина Ю. И. Репина, получившая двухтысячную юбилейную премию. Картина изображает Петра Великого, объезжающего войска после Полтавской битвы… Фигура красавца Петра, гарцующего верхом на коне с непокрытой гордой головой и машущего треуголкой, — превосходна. Лицо царственного всадника дышит энергией, мощью, красиво устремленные в даль глаза горят отвагой, верой в себя и в свои силы…».

Известны два варианта ­картины. Различие состоит в том, что на одной Петр запечатлен на фоне пехоты и на его кафтане — орден, на другой же ордена нет, а на заднем плане — кавалерия. При максимальном увеличении изображения открытки стало понятно, что в Офицерском собрании лейб-гвардии Преображенского полка находился вариант «с орденом». Именно эту картину можно увидеть на фотографии 1910‑х годов, сделанной в мастерской Юрия Репина.

Как удалось выяснить, ныне эта картина хранится в фондах государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы». Его сотрудники сообщили, что более полувека картина находилась в частной коллекции жителя Ленинграда, затем была выкуплена Дирекцией художественных выставок в 1967 году и передана в музей. Где находится вторая версия картины, неизвестно…

лев.jpg
Изображение этого льва попало в кадры знаменитого фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (на 49‑й минуте), снятого в 1973 году./Репродукция. ФОТО автора

Еще одна деталь. Если внимательно всмотреться в открытку, то под портретом можно увидеть беломраморную скульптуру льва на небольшом пьедестале. Она служила своего рода реликвией («достопримечательной вещью») Преображенского полка.

В советское время скульптура долгое время находилась в глубине сквера перед зданием на Суворовском проспекте, где в разные годы размещались подразделения Военной академии связи и Ленинградского высшего военного инженерного училища связи имени Ленсовета (до революции там находилась Императорская Николаевская военная академия). Сюда льва перенесли в 1940‑е годы — на то место, где стоял уничтоженный во время революции монумент «Питомцам Николаевской академии Генерального штаба, павшим на поле брани».

Изображение царя зверей попало на страницы весьма популярной в свое время книги Вячеслава Нестерова «Львы стерегут город», изданной в 1971 году. Впрочем, как оказалось, сквер у академии был временным пристанищем этой скульптуры. В 2003 году, когда отмечалось 300‑летие Петербурга, ее место занял памятник Александру II. А льва перенесли буквально на несколько десятков метров и разместили между колоннами портика здания Военной академии связи. Там он находится и ныне.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #открытки #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7344) от 27.01.2023 под заголовком «Полтава, вождь и лев».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».