Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета

В 1942 году в фонд Государственной Публичной библиотеки поступила коллекция открыток, принадлежавшая Игорю Николаевичу Чуракову. Известно про него достаточно мало: инженер-экономист, член секции филокартистов Ленинградского общества коллекционеров, жил в доме № 18 по Верейской улице, умер в апреле 1942‑го, похоронен на Пискаревском кладбище. В его коллекции — более 55 тысяч открыток с видами городов и населенных пунктов нашей страны. Немало в ней и петербургских сюжетов.

Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета | Автор художественного полотна «Великий вождь» Юрий Репин внешне был похож на Петра Великого, чем не без основания гордился./Репродукция. ФОТО автора

Автор художественного полотна «Великий вождь» Юрий Репин внешне был похож на Петра Великого, чем не без основания гордился./Репродукция. ФОТО автора

Одна из открыток, датированная началом ХХ века, подписана следующим образом: «Офицерское собрание Л.‑гв. Преображенского полка». Находилось оно на Кирочной улице — в том здании, где ныне расположен 1‑й Западный окружной военный суд. В том, что запечатлена находящаяся именно там парадная лестница, никаких сомнений нет. Интересны детали. В первую очередь: что за картина видна между пролетами лестницы?

Как удалось определить, это полотно художника Юрия Ильича Репина (сына Ильи Репина), которое сам автор назвал «Великий вождь». Произведение было соз­дано в 1910 году, вскоре после 200‑летних торжеств по случаю запечатленной на нем Полтавской баталии. Кстати, другое название картины, звучащее как «Петр I перед Полтавской баталией», не совсем корректно, поскольку в левой нижней части изображены уже брошенные на землю поверженные шведские знамена.

Кирочная открытка.jpg
После революции многие реликвии из ликвидированных офицерских собраний поступили в Музей артиллерии, а что‑то попало в частные коллекции./Репродукция. ФОТО автора

В феврале 1910 года «Петербургская газета» сообщала: «Со вчерашнего дня на постоянной выставке в обществе поощрения художников выставлена картина Ю. И. Репина, получившая двухтысячную юбилейную премию. Картина изображает Петра Великого, объезжающего войска после Полтавской битвы… Фигура красавца Петра, гарцующего верхом на коне с непокрытой гордой головой и машущего треуголкой, — превосходна. Лицо царственного всадника дышит энергией, мощью, красиво устремленные в даль глаза горят отвагой, верой в себя и в свои силы…».

Известны два варианта ­картины. Различие состоит в том, что на одной Петр запечатлен на фоне пехоты и на его кафтане — орден, на другой же ордена нет, а на заднем плане — кавалерия. При максимальном увеличении изображения открытки стало понятно, что в Офицерском собрании лейб-гвардии Преображенского полка находился вариант «с орденом». Именно эту картину можно увидеть на фотографии 1910‑х годов, сделанной в мастерской Юрия Репина.

Как удалось выяснить, ныне эта картина хранится в фондах государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы». Его сотрудники сообщили, что более полувека картина находилась в частной коллекции жителя Ленинграда, затем была выкуплена Дирекцией художественных выставок в 1967 году и передана в музей. Где находится вторая версия картины, неизвестно…

лев.jpg
Изображение этого льва попало в кадры знаменитого фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (на 49‑й минуте), снятого в 1973 году./Репродукция. ФОТО автора

Еще одна деталь. Если внимательно всмотреться в открытку, то под портретом можно увидеть беломраморную скульптуру льва на небольшом пьедестале. Она служила своего рода реликвией («достопримечательной вещью») Преображенского полка.

В советское время скульптура долгое время находилась в глубине сквера перед зданием на Суворовском проспекте, где в разные годы размещались подразделения Военной академии связи и Ленинградского высшего военного инженерного училища связи имени Ленсовета (до революции там находилась Императорская Николаевская военная академия). Сюда льва перенесли в 1940‑е годы — на то место, где стоял уничтоженный во время революции монумент «Питомцам Николаевской академии Генерального штаба, павшим на поле брани».

Изображение царя зверей попало на страницы весьма популярной в свое время книги Вячеслава Нестерова «Львы стерегут город», изданной в 1971 году. Впрочем, как оказалось, сквер у академии был временным пристанищем этой скульптуры. В 2003 году, когда отмечалось 300‑летие Петербурга, ее место занял памятник Александру II. А льва перенесли буквально на несколько десятков метров и разместили между колоннами портика здания Военной академии связи. Там он находится и ныне.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #открытки #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7344) от 27.01.2023 под заголовком «Полтава, вождь и лев».


Комментарии