Похож, но не паровоз. «Духовой самокат» применения себе не нашёл

Об испытаниях «духового самоката» в феврале 1862 года говорил едва ли не весь Петербург. О техническом новшестве сообщали газеты и журналы. Речь шла об уникальном локомотиве, приводимом в движение не паром, а сжатым воздухом, получаемым при помощи воздухосжимателя — первого отечественного компрессора.

Похож, но не паровоз. «Духовой самокат» применения себе не нашёл | «Духоход» состоял из двух горизонтальных цилиндров диаметром 150 мм и ходом поршня 300 мм, имеющих устройство, подобное обычным паровым машинам для локомотивов./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

«Духоход» состоял из двух горизонтальных цилиндров диаметром 150 мм и ходом поршня 300 мм, имеющих устройство, подобное обычным паровым машинам для локомотивов./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

«Приглашаем любопытных на маленькое начало чего‑то большого» — зазывало объявление, опубликованное в разделе «Замечательные новости» газеты «Северная почта». Публичные испытания проводились на С.‑Петербургской станции Николаевской железной дороги.

Павел Кузьминский, будущий изобретатель первой в мире газотурбинной установки, ученик Дмитрия Менделеева, отмечал в «Морском сборнике»: «Дав себе обещание непременно побывать на всех трех опытах, что мне и удалось сделать, я радовался такой новинке; но иног­да на меня находили минуты неверия, и я сомневался в выгодном осуществлении этого применения воздуха. 

Из локомотивного сарая пришел локомотив и привел за собой какое‑то собрание труб, окрашенных дикой краской, а около этих труб маленький передаточный механизм прямого действия. 

К духоходу прицеплен был один вагон, который, разумеется, тотчас же по приходе… был наполнен любопытными, успевшими в него по­меститься. Поезд тронулся и громкое «ура!» понеслось за ним…».

Автором-изобретателем «духо­хода», который сам он предпочитал называть «духовым самокатом», был Степан Иванович Барановский. Окончив Петербургский университет, он несколько лет проработал учителем в Пскове, затем преподавал почти двадцать лет в Гельсинг­форсском университете. Был разносторонним ученым и изобретателем, опубликовал немало научных статей и трудов по языковедению, истории литературы, богословию, географии, медицине, статистике, механике и геометрии. Свободно владел девятью языками.

Вот названия лишь некоторых из его трудов: «Руководство к первоначальному изучению русского языка» (на русском и шведском языках), «Исторический атлас древнего мира», «Начальные основания географии». В 1860 году вышла популярная книга «Гигиена», в которой Степан Барановский предложил устанавливать в больницах и казармах, пароходах и кораблях «воздухосгустительные холодильники», которые забирали бы воздух из окружающей среды и направляли его в помещение, осуществляя таким образом вентиляцию. По сути, это был прообраз современных кондиционеров.

Разрабатывал он еще и проекты железных дорог. Одним из первых предложил строительство Сибирской железной дороги из Оренбурга до Владивостока — через Минусинск, Верхнеудинск и Хабаровск.

Однако особенно страстно он занимался работами, связанными со сжатым воздухом. В 1857 году по всему миру разнеслось сенсационное сообщение, что для пробивки первого железнодорожного тоннеля через Альпы, соединившего Италию и Францию (он прошел сквозь гору Мон-Сени), была использована сила сжатого воздуха, и Барановский отправился за границу изучать опыт. Там он познакомился с работой воздухосжимательной установки, изготовленной по проекту сардинских инженеров. В 1859 году журнал «Морской сборник» напечатал статью Барановского «Духовая сила как движитель».

Он не только ратовал за возможности применения своего изобретения в теории, но и осуществлял их на практике. В 1860 году он сконструировал воздухосжиматель и взял десятилетнюю «привилегию» (так тогда называли авторское свидетельство) на исключительное право строить воздухосжиматели своей системы. Первым опытом практического применения сжатого воздуха и стал тот самый «духоход», построенный в 1862 году на Александровском механическом (ныне Пролетарском) заводе — том самом, который к тому времени уже почти двадцать лет занимался паровозостроением.

«Духовой самокат» своими очертаниями напоминал паровоз. Для управления машинами у него были краны, манометр, рычаг с тягой к золотнику. Тендер для воды и топлива отсутствовал. Имелась лишь небольшая крытая площадка для двух машинистов.

По мысли изобретателя, каждый «самокат» должен был тащить за собой «духовик» — вагон с баллонами сжатого воздуха. Когда через два-три часа воздух в баллонах заканчивался, машинист должен был использовать запасной «духовик», а вагон с опустевшими емкостями оставлять на станции, чтобы заполнить их от специального устройства.

В те же годы Барановский применил свой компрессор на подвод­ной лодке, сконструированной им совместно с изобретателем И. Ф. Александровским. Что же касается «духохода», то он курсировал между Петербургом и Царским Селом всего несколько месяцев, после чего локомотив списали.

От идеи использования сжатого воздуха отказались по нескольким причинам: устройство оказалось довольно дорогим в использовании, да и запас хода у него был сравнительно небольшим. Несмотря на важность проведенных опытов, производство русских компрессоров было налажено еще не скоро: в ходу были заграничные…

Кстати, первым машинистом «духохода» стал сын изобретателя Владимир, вошедший впоследствии в историю как конструктор артиллерийских орудий, ставших прообразом современной скоростной артиллерии. В 1860‑е годы он участвовал в многочисленных опытах отца, отвечал за конструирование механической части при создании подводной лодки И. Ф. Александровского.

Читайте также:

Промфинплан в балетном исполнении: экспериментальную постановку подвергли критике

Природа языка: отражая смену эпох, он меняется вместе с миром вокруг


#история #духо­ход #изобретение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7812) от 12.12.2024 под заголовком «Похож, но не паровоз».


Комментарии