За ангела 300 рублей. «Обновить» Александровскую колонну пытались неоднократно

Заметка Анны и Юрия Манойленко «Ильич на вершине столпа», опубликованная в разделе «Наследие» 15 ноября, завершается тем, что нарком просвещения А. В. Луначарский направил письмо «хозяину» Ленинграда Г. Е. Зиновьеву, доказывая историческую художественную ценность Александровской колонны и нелепость водружения на нее статуи Ленина. На что последовала знаменитая резолюция Зиновьева: «Ну их к черту. Оставьте им колонну с «ампирным» ангелом».

За ангела 300 рублей. «Обновить» Александровскую колонну пытались неоднократно | ФОТО LKHTK on Unsplash

ФОТО LKHTK on Unsplash

На самом деле на этом история с попыткой руководителей города «обновить» Александровскую колонну в соответствии с духом революции вовсе не закончилась. Об этом подробно говорится в работах доктора исторических наук Наталии Лебиной.

Несмотря на эмоциональный отклик Зиновьева, 10 января 1925 года президиум Ленгубисполкома подтвердил свое решение от 13 декабря 1924 года снять скульптуру ангела. Только теперь было указано: «Вместо статуи ангела поставить фигуру красноармейца и рабочего».

Обсуждение пошло по новому кругу. Художник и архитектор А. П. Удаленков заявил, что «не может понять, как в настоящее время можно заменить символ мира статуей символа войны». Ему ответил заведующий подотделом благоустройства А. Ф. Шаров: «Красноармеец — символ охраны мирного труда». Вновь почти еженедельно стала заседать «комиссия по переустройству Александровской колонны».

Для спасения памятника архитектуры его защитники прибегли к испытанному методу — волоките. Директор Музея города архитектор Л. А. Ильин и историк искусства В. Я. Курбатов предложили проверить колонну на предмет прочнос­ти. Появилась комиссия с участием крупнейшего ученого-минералога А. Е. Ферсмана и профессора В. Н. Соколовского. В ее записях было отмечено, что какие‑либо манипуляции с колонной грозят разрастанием уже имеющихся трещин.

В марте 1925 года начала работать еще одна комиссия. В ее задачу входила организация конкурса на лучший проект памятника красноармейцу «в ампирных одеж­дах» на вершине Александровской колонны. В комиссию вошли известные скульпторы, в том числе В. А. Синайский, Л. В. Шервуд, Е. Е. Лансере и М. Г. Манизер. В итоге все комиссии, связанные с проектом «Ленин в тоге или красноармеец в ампире», в марте — июне 1925 года погрязли в обсуждении абсурдных проектов, а главное, вопроса о том, как снять ангела с вершины колонны.

Противники идеи осовременивания памятника упирали также на дороговизну осуществления данной затеи. Однако и здесь нашлись энтузиасты. 21 июля 1925 года в комиссию поступило письмо Ивана Петровича Исакатина, который представился как «строительный десятник с практики». Он писал: «Прошу по возможности дать мне работу по снятию ангела с Александровской колонны и установки на колонну В. И. Ленина. При том могу снять и с Петропавловской крепости со шпиля ангела так же. Вообще со всех высот, где было бы только необходимо. Работаю сам лично и знаком с таковыми работами, выполняю всю работу добросовестно и в самые кратчайшие сроки». Снять ангела «энтузиаст» подряжался за 300 рублей, а установить Ленина — за 900 рублей.

Но к этому времени руководителям Ленинграда было уже не до Александровской колонны. В ЦК и Политбюро в преддверии XIV съезда РКП(б) разворачивался новый этап борьбы за власть в партии. Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев, возглавив так называемую новую оппозицию, потерпели на этом форуме, проходившем в декабре 1925 года, сокрушительное поражение. А уже 26 марта следующего года Зиновьев был снят с поста председателя Ленинградского совета.

Читайте также:

Архитектура петербургского промышленного зодчества второй половины XIX века

История подвига городового Алексея Тяпкина 8 ноября 1868 года


#александровская колонна #история #памятники архитектуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7802) от 28.11.2024 под заголовком «300 рублей за ангела».


Комментарии