Зима в Петербурге: литературный взгляд

Со школьной скамьи мы навсегда помним пушкинские описания зимних пейзажей нашего города. Например, в «Медном всаднике»: «Люблю зимы твоей жестокой // Недвижный воздух и мороз, // Бег санок вдоль Невы широкой; // Девичьи лица ярче роз...».

Зима в Петербурге: литературный взгляд | Фото: canesjurij / Pixabay

Фото: canesjurij / Pixabay

Впрочем, в нашем городе бывают разные зимы: то снег выпадет еще в ноябре, то нет его до самого Нового года. То зима мягкая, то стоят трескучие морозы... Сохранились записи в «Походном журнале Петра Великого»: «Зело великие морозы в зиму 1708-9 гг., отчего немало швецких солдат пропало, тако же и в наших людях от морозов было не без упадку...».

Днем 14 декабря 1825 года, когда мятежные полки вышли на Сенатскую площадь, как отмечали современники, было умеренно морозно. Ветер сырой, порывистый. Небо было скрыто густыми облаками. Во второй половине дня мороз усилился, а к закату выглянуло солнце. Некоторые улицы были покрыты «ледяной корой», по которой звонко раздавался конский топот, - признаки гололеда. Нева уже замерзла, и шедшая на помощь восставшим рота лейб-гвардии Гренадерского полка, двигаясь от своих казарм на Петербургской стороне, добралась до площади по льду Невы.

В день, когда в январе 1905 года в Петербурге случилось Кровавое воскресенье, тоже было морозно. Днем было минус 9, дул северо-западный умеренный ветер. «Серенький день был успокоительно обычен и не очень холоден, хотя вздыхал суховатый ветер, лениво сеялся редкий мелкий снег. Невский проспект казался тише, скромнее, чем обычно. На Неве было холоднее, чем на улицах, бестолково метался ветер, сдирал снег, обнажая синеватые лысины льда, окутывал ноги белым дымом», - отмечал Максим Горький в «Жизни Клима Самгина».

Очень холодной выдалась зима 1923/24 годов. Люди говорили, что в январе 1924 года, когда умер Ленин, стужа была такая лютая, как будто Ильич унес с собой частицу тепла. Зато зима следующего года выдалась аномально теплой.

Необычно холодной выдалась зима 1939/40 годов - как раз тогда, когда Ленинград во время «зимней» войны фактически оказался прифронтовым городом. Госпитали и больницы города заполняли тысячи обмороженных и раненых солдат...

Через два года - снова лютая зима. Устойчивая минусовая температура установилась еще в октябре 1941 года, и даже оттепелей в ту зиму практически не было. Но если бы не лютая стужа, не замерзла бы так рано Ладога, не было бы спасительной для Ленинграда ледовой трассы...

«...Ранним утром четвертого января сорок второго года на площади Труда. Небо уже фиолетовое. В таком небе мороз еще больше, чем на земле. Почему, когда людям плохо, морозы совсем фиолетовые? Город медленно выползал из тьмы, но не просыпался, потому что не спал. Город и днем и ночью хранил в себе оцепенелость. Между сугробами извивалась очередь в булочную. И все это было беззвучно. Город как будто стоял на дне мертвого моря...» - говорится в книге Виктора Конецкого «Кто смотрит на облака»...

А вот строки из «Февральского дневника» Ольги Берггольц: «А город был в дремучий убран иней // Уездные сугробы, тишина, // И свирепеет стужа...».

Однако, как мы все знаем, редкая зима в Петербурге обходится без временного прихода тепла, сопровождаемого сильными ветрами и дождем. Писатель Николай Лесков в рассказе «Человек на часах», написанном в 1887 году, отмечал: «Зимою, около Крещенья, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель. Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть. Снег стаял, с крыш днем падали капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи. Ветер дул теплый западный, но очень сильный. Со взморья нагоняло воду и стреляли пушки...».

А вот перепад температуры, произошедший 1 февраля 1956 года, оказался совершенно аномальным. Как сообщалось в газете «Вечерний Ленинград», «на европейской территории СССР произошло короткое, но резкое потепление. В Ленинграде за сутки температура воздуха повысилась от минус 32 до плюс 1. Теплый воздух проник к нам необычным путем - с северо-востока. Через двое суток сильные морозы вернулись...».

#город #литература #история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6338) от 07.12.2018 под заголовком «Погода в Кровавое воскресенье».


Комментарии