2Vtzqv4Hz9U

Подземка как памятник культуры. Воспоминания об открытии ленинградского метро

Хочу поделиться своими воспоминаниями об открытии Ленинградского метрополитена. Как известно, для пассажиров его двери распахнулись 15 ноября 1955 года. Однако накануне, а может быть, за несколько дней до этого метрополитен был отдан детям. Я тогда училась в 10-м классе 325-й средней школы. Учебному заведению выделили десять пригласительных билетов для входа в подземку, и я оказалась в числе счастливчиков...

Подземка как памятник культуры. Воспоминания об открытии ленинградского метро | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

И вот мы вместе с классным руководителем оказались в метро. Осмотр мы начали с ближайшей станции – «Технологического института».

Конечно, мы читали о московской подземке, но то, что увидели сами, нас буквально потрясло. Можно представить, какое изумление нас охватило, когда после пасмурного серого ноябрьского утра мы оказались в ослепительно-ярких дворцах! Мы побывали на всех открывшихся станциях – как в нижних вестибюлях, так и в верхних, и не по одному разу. А какие восторженные разговоры были потом дома!..

Несколько лет назад на станции «Технологический институт» была размещена большая фотография, сделанная, очевидно, в тот день. Тогда все станции, электрички и эскалаторы были заполнены детьми-старшеклассниками. Взрослых почти не было видно. Причем никаких экскурсий не было, мы были предоставлены самим себе.

Но как же отличались дети того времени от современных! Я имею в виду даже не одежду: времена тяжелые, было не до нарядов. А вот поведение – совсем другое. Хотя все дети быстро удрали от сопровождающих учителей, на станциях, в поездах и на эскалаторах было очень тихо, разговаривали чуть ли не шепотом, никакой беготни и шалостей. Наверное, на нас ошеломляюще повлияла строгость и одновременно пышность убранства.

Особенно мне запомнились «Пушкинская», «Площадь Восстания» и «Автово». Вспоминаю, что на станции «Технологический институт» мы увидели на стенах барельефы выдающихся отечественных ученых, а между ними – лавровые венки. Понятно, так оно и было задумано архитекторами, но мы тогда, конечно, об этом не догадывались и спросили у учительницы: почему внутри венков нет портретов? Она остроумно ответила: мол, свободные места оставлены для вашего поколения.

Когда метрополитен начал регулярную работу, первые дни в городе о нем говорили с восхищением, с гордостью. И как-то не было речей: мол, на отделку ушло слишком много денег, что в городе можно было бы использовать их на более важные цели...

Постепенно все привыкли к метрополитену, он органично вписался в нашу жизнь и стал не просто удобным транспортным средством, но любимым, незаменимым памятником ленинградской культуры.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#метро #воспоминания #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (6848) от 22.01.2021 под заголовком «Метро как памятник культуры».


Комментарии