«Подрывная» покрышка. За что водителя троллейбуса обвинили в контрреволюционной деятельности

«26 декабря 1937 года в 20 часов на набережной реки Фонтанки произошла авария троллейбуса. Во время хода лопнул баллон у переднего правого колеса. Водитель не справился с управлением машиной, вследствие чего троллейбус опрокинулся на лед реки Фонтанки. Есть человеческие жертвы. Облпрокуратура проводит срочное расследование причин аварии, для привлечения виновных к ответственности», – сообщала «Ленинградская правда» 27 декабря 1937 года.

«Подрывная» покрышка. За что водителя троллейбуса обвинили в контрреволюционной деятельности | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Напомним, троллейбусное движение в Ленинграде было открыто 21 октября 1936 года, первый маршрут проходил от площади Труда до Красной площади (ныне она носит имя Александра Невского).

Первый рейс вызвал ажиотаж среди горожан, о чем сообщала «Ленинградская правда»: «У большого нового дома на площади Труда – длиннейшая очередь. Это – желающие первый раз поехать в троллейбусе. Контролер в красной фуражке охотно дает ответы на непрерывные и многочисленные вопросы». В газетном репортаже рассказывалось о пешеходах, которые останавливались, невольно залюбовавшись «плавным, бесшумным ходом голубой машины, изяществом ее форм, нарядной блестящей окраской, сверкающей на солнце».

Открывали троллейбусное движение машины Ярославского автозавода типа ЯТБ («Ярославский троллейбус»). Однако маршрутов становилось все больше, потребность в новых машинах возрастала, и вскоре производство троллейбусов ЛК-5 («Лазарь Каганович») было организовано в Ленинграде на Вагоноремонтном заводе. С такой машиной и произошла трагедия в декабре 1937 года.

В тот вечер водитель Александр Байков сел за руль троллейбуса № 2 у Финляндского вокзала и повел машину по маршруту, завершавшемуся на проспекте Газа (ныне Старо-Петергофский). С улицы Пестеля троллейбус повернул на Фонтанку, проехал по набережной сотню метров. Внезапно машину повело вправо, и, пробив металлическое ограждение, она опрокинулась в реку напротив Михайловского замка. Лед не выдержал тяжести машины, и троллейбус вверх колесами на три четверти погрузился в ледяную воду.

На место трагедии прибыли спасательные службы. Из полусотни пассажиров большинство удалось спасти, 18 из них были отправлены в больницу с различными травмами. Однако 13 человек погибли. На следующий день троллейбус извлекли из воды, арестовали причастных – водителя, представителей администрации и технических служб троллейбусного парка. Началось следствие.

Выяснилось, что непосредственной причиной катастрофы явилась «заведомо негодная покрышка», лопнувшая в самый неподходящий момент. Были выявлены и другие признаки недостаточного надзора за техническим состоянием машины. Также обратили внимание на конструктивные недостатки троллейбусов типа ЛК-5. Тормоза были только задние, отсутствовала пневматическая тормозная система, машины были неустойчивы, механизмы управления расположены неудобно, а обзор из кабины водителя был недостаточным.

Другой причиной трагедии стал человеческий фактор. Водитель превысил скорость на обледеневшей трассе, чего явно не стоило делать. 26-летний Александр Байков имел стаж работы лишь три с половиной месяца и еще не обладал опытом вождения в зимних условиях.

Всех обвиняемых судили по печально известной 58-й статье («контрреволюционная деятельность»). Им инкриминировали «подрыв» работы, причинение ущерба системе транспорта, а также «всякого рода организационную деятельность, направленную к подготовке или совершению... контрреволюционных преступлений». Всех шестерых приговорили к высшей мере...

После трагедии от троллейбусов типа ЛК-5 на ленинградских маршрутах отказались. В мае 1938 года, на основании выводов специально созданной комиссии, Ленсовет вынес постановление «О запрещении эксплуатации троллейбусов типа ЛК» в связи «со значительными техническими недостатками в конструкции». Существующие машины этого типа были разрезаны на металл, а их отдельные части использовали для ремонта вновь выходивших на линию хорошо зарекомендовавших себя троллейбусов Ярославского автомобильного завода.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#транспорт #происшествие #троллейбус

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7054) от 19.11.2021 под заголовком ««Подрывная» покрышка».


Комментарии