Опасный поворот. Почему петербуржцы не ездили на автобусах?

«Вчера, 27-го февраля в первом часу дня, на Гороховой улице, произошел ужасный случай. Автобус № 20 (имелся в виду не маршрут, а бортовой номер машины. – А. Ч.) свернул на панель и придавил к стене пять человек», – сообщал «Петербургский листок» в последний день зимы 1910 года. Двое пострадавших отделались ушибами и самостоятельно покинули место происшествия, а троих увезли в Обуховскую больницу. Один из них, портной Алексей Бакинов, от полученных травм вскоре скончался...

Опасный поворот. Почему петербуржцы не ездили на автобусах? | ФОТО Public Domain

ФОТО Public Domain

Автобусное движение в Петербурге началось осенью 1907 года – практически одновременно с трамвайным. В том году инженер-технолог Борис Иванов основал Санкт-Петербургское товарищество автомобильно-омнибусного сообщения, закупил в Германии партию двухэтажных автобусов, с которыми открыл движение в столице.

Во время пробного пробега по Невскому проспекту машина показала себя хорошо. «Петербургский листок» уверял читателей, что «омнибус-мотор» уверенно маневрировал, «обгоняя конки и извозчиков, сворачивая для ломовиков».

Тогдашние автобусы походили скорее на вагон конки, но с выступающей «носовой» частью, где помещался мотор. Они были двухэтажными: на первом ярусе – застекленный салон, на втором – огражденная площадка (империал). Проехаться внизу стоило 6 копеек, наверху, под ветром, дождем и снегом, – на две копейки меньше.

В городе тогда было всего два автобусных маршрута. Первый шел от Балтийского вокзала по Вознесенскому проспекту к Александровскому саду, второй – от Царскосельского (ныне Витебского) вокзала по Гороховой улице к тому же саду. Скорость движения составляла до 19 км/час, в плотном потоке ее предписывалось снижать до 13 км/час.

Препятствием для относительно маломощного автобусного мотора становились старые горбатые мосты. При подъезде к Каменному мосту через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) кондуктор просил пассажиров перейти мост пешком, поскольку мотор не мог втянуть переполненную машину на эту арочную переправу.

Предприниматели планировали организовать автобусные перевозки по набережным, но городская управа встретила подобную инициативу «несочувственно». В 1908 году журнал «Автомобиль» разъяснил такое решение городских властей: «В скором времени истекает срок концессии финляндского пароходства, и в городском управлении возбуждают вопрос о муниципализации этого предприятия. Разрешить при таких условиях движение по наб. Фонтанки автобусов, которые будут конкурировать с пароходами, признается нежелательным...».

Оставлял желать лучшего и профессионализм водителей. В феврале 1910 года «Петербургский листок» сообщал, что «к управлению автобусами стали допускаться так называемые молодые, обучающиеся шофферы, которые предварительно изучили обращение с автобусом в гараже товарищества, но навыка в быстроте управления машиной еще не имели». Один из таких, говоря современным языком, «стажеров» и стал виновником описанного выше происшествия.

В начале XX века Петербург практически одновременно осваивал и рельсовый, и автомобильный транспорт. Но при этом ни дорожная сеть, ни участники движения не были подготовлены к стремительным изменениям. Поэтому ДТП были частым явлением. В 1908 году журнал «Автомобиль» пессимистически констатировал, что «автомобильное движение считается вроде новинки, пешеходы не дисциплинированы, извозчики просто дики, полиция не умеет справляться с регулировкой движения...».

В таких условиях автобус оказался «слабым звеном». И хотя к 1912 году в Петербурге было уже не два, а пять маршрутов, затем автобусное движение стало хиреть и к началу Первой мировой войны вовсе прекратилось. Возобновилось оно только во второй половине 1920-х годов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#транспорт #история #автобусы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (6871) от 26.02.2021 под заголовком «Опасный поворот».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».