Конку отпустили на праздник. История транспортного коллапса начала XX века

«Вчера, 24-го декабря, ровно в 6 часов вечера, движение вагонов на всех петербургских конно-железных линиях было прекращено по случаю наступления Рождества Христова». Так «Петербургский листок» в номере от 25 декабря 1900 года начинал повествование о транспортном коллапсе, охватившем столицу накануне праздника.

Конку отпустили на праздник. История транспортного коллапса начала XX века | Фото: agnesliinnea / pixabay

Фото: agnesliinnea / pixabay

Конно-железные дороги (в просторечии - конка) принадлежали частным компаниям, учрежденным в 1860 - 1870-е годы. Этот вид транспорта использовали в основном люди небогатые, многие из которых жили на окраинах. Зачастую для них это был единственный доступный способ передвижения по городу: цены, запрашиваемые извозчиками, больно кусались.

И вот накануне долгожданного праздника администрация конно-железных дорог сделала неожиданный «подарок»: остановила движение, дабы отпустить своих работников пораньше. По словам газетчика, мало кто заранее знал об этом: «Все предупреждения о прекращении коночных рейсов ограничились вывешенными - и то только в некоторых вагонах - небольшими аншлагами».

На остановках конки скопились огромные толпы народа. В том числе готовившиеся к празднику семейства и ученики ремесленных мастерских, отправленные хозяевами для доставки готовых изделий заказчикам. Извозчики, почуяв конъюнктуру, сразу же взвинтили цены - и все равно они были нарасхват. Люди отдавали последнее, чтобы добраться наконец домой - тем более в те дни температура временами опускалась до минус 30 градусов.

Журналисты анализировали создавшуюся ситуацию: «Мы, конечно, далеки от мысли восставать против отдыха для коночных служащих, тем не менее, нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что из-за свободы для 300 человек несколько тысяч обывателей оказались в самом тяжелом положении». Газета выдвигала совершенно очевидную идею: разделить работников конки на смены, чтобы и им дать время подготовиться к празднику, и горожан, выбравшихся за покупками в центр, доставить домой вовремя и по доступным ценам.

В 1902 году городские власти выкупили права на эксплуатацию конок, и с тех пор режим работы этого вида транспорта устанавливался централизованно. А спустя еще пять лет, в 1907 году, тихоходный гужевой рельсовый транспорт, как известно, начали заменять на более скоростной - электрический трамвай.

#дороги #история #движение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (6353) от 28.12.2018 под заголовком «Конку отпустили на праздник».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».