Конку отпустили на праздник. История транспортного коллапса начала XX века

«Вчера, 24-го декабря, ровно в 6 часов вечера, движение вагонов на всех петербургских конно-железных линиях было прекращено по случаю наступления Рождества Христова». Так «Петербургский листок» в номере от 25 декабря 1900 года начинал повествование о транспортном коллапсе, охватившем столицу накануне праздника.

Конку отпустили на праздник. История транспортного коллапса начала XX века | Фото: agnesliinnea / pixabay

Фото: agnesliinnea / pixabay

Конно-железные дороги (в просторечии - конка) принадлежали частным компаниям, учрежденным в 1860 - 1870-е годы. Этот вид транспорта использовали в основном люди небогатые, многие из которых жили на окраинах. Зачастую для них это был единственный доступный способ передвижения по городу: цены, запрашиваемые извозчиками, больно кусались.

И вот накануне долгожданного праздника администрация конно-железных дорог сделала неожиданный «подарок»: остановила движение, дабы отпустить своих работников пораньше. По словам газетчика, мало кто заранее знал об этом: «Все предупреждения о прекращении коночных рейсов ограничились вывешенными - и то только в некоторых вагонах - небольшими аншлагами».

На остановках конки скопились огромные толпы народа. В том числе готовившиеся к празднику семейства и ученики ремесленных мастерских, отправленные хозяевами для доставки готовых изделий заказчикам. Извозчики, почуяв конъюнктуру, сразу же взвинтили цены - и все равно они были нарасхват. Люди отдавали последнее, чтобы добраться наконец домой - тем более в те дни температура временами опускалась до минус 30 градусов.

Журналисты анализировали создавшуюся ситуацию: «Мы, конечно, далеки от мысли восставать против отдыха для коночных служащих, тем не менее, нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что из-за свободы для 300 человек несколько тысяч обывателей оказались в самом тяжелом положении». Газета выдвигала совершенно очевидную идею: разделить работников конки на смены, чтобы и им дать время подготовиться к празднику, и горожан, выбравшихся за покупками в центр, доставить домой вовремя и по доступным ценам.

В 1902 году городские власти выкупили права на эксплуатацию конок, и с тех пор режим работы этого вида транспорта устанавливался централизованно. А спустя еще пять лет, в 1907 году, тихоходный гужевой рельсовый транспорт, как известно, начали заменять на более скоростной - электрический трамвай.

#дороги #история #движение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (6353) от 28.12.2018 под заголовком «Конку отпустили на праздник».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...