Подайте царю канат! Как открывали памятник Петру I в 1909 году
Военные чины преклонили колени, рядом придворные сановники и духовенство наблюдают за снятием покрова с бронзового монумента… 27 июня 1909 года на Адмиралтейской набережной открыли памятник Петру I. На заднем плане видны краснокирпичные стены Зимнего дворца: окраску «в тонах новой ограды» Собственного сада выполнили несколькими годами ранее.
Открытие памятника императору Петру I «Петр, спасающий рыбаков». 27 июня 1909 г. Автор фото — ателье Буллы./@ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. А 8641
Открытие памятника состоялось в дни торжеств в честь 200‑летия Полтавской битвы. В эти дни Петербург обогатился сразу несколькими ценными приобретениями. На левом берегу Невы заложили Охтинский мост, а на Петровской набережной — Училищный дом (ныне его занимает Нахимовское училище). Оба объекта получили имя Петра Великого.
Утром 27 июня в центре города царило оживление: тысячные толпы ожидали крестный ход, на зданиях и трамваях развевались разноцветные флаги, витрины магазинов были украшены бюстами императоров и портретами царской семьи. Газета градоначальства отмечала: «Порядок в столице образцовый».
У Сампсониевского собора был открыт памятник Петру Великому, созданный по модели скульптора Марка Антокольского. Место было выбрано не случайно: историческая баталия пришлась на день святого Сампсония Странноприимца, имя которого получил один из первых храмов города.
Но главное действо развернулось вокруг памятника на Адмиралтейской набережной. От Николаевского (ныне Благовещенского) моста до Троицкого выстроилась целая «флотилия», украшенная разноцветными флагами, — эскадренные миноносцы, канонерские лодки и крейсер-яхта «Алмаз» (участник Цусимского сражения). Пристань со львами у Адмиралтейства была затянута красным сукном и, по словам репортера «Петербургской газеты», «вся превратилась в благоухающую рощу тропических растений».
Сюжет памятника хорошо известен: Петр изображен в момент спасения в Лахте тонущих матросов. Согласно легенде, именно это событие 1724 года привело к скорой кончине государя, простудившегося в холодной воде.
Монумент в честь этого события был подарен городу императором Николаем II, который несколькими годами ранее приобрел эскиз памятника у российского скульптора Леопольда Бернштама, жившего в то время во Франции. Автором пьедестала выступил инспектор строительной части Министерства двора архитектор Александр фон Гоген. Гранитный монолит доставили из Финляндии.
Изначально предполагалось поставить памятник у Троицкого моста на Каменноостровском проспекте. Но комиссия по устройству полтавских торжеств признала это место неподходящим…
В третьем часу дня на Адмиралтейской набережной выстроились роты 89‑го пехотного Беломорского полка и рота гвардейского экипажа. Под всеобщее троекратное «ура» к пристани проследовал царский катер. Густые клубы дыма заволокли Неву: с крепости и с бортов кораблей прогремел праздничный салют…
Через пару дней после открытия газеты отмечали, что внимание к новому, «поистине прекрасному» памятнику растет с каждым днем. «Забываешь, что перед тобою мертвый металл: хочется помочь Ему, устающему уже… так и подал бы канат, буер…» — приводили «Санкт-Петербургские ведомости» отклики горожан. Некоторые отмечали поразительное сходство лиц самодержца и эпатажного депутата Государственной думы Николая Маркова-Второго.
Главная же интрига заключалась в том, что буквально месяцем ранее на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) был открыт весьма «негероический» памятник Александру III, получивший в прессе крайне нелестные отзывы. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что новый памятник Петру на Адмиралтейской набережной неизбежно сравнивают с монументом царю-миротворцу у Николаевского вокзала. «Нелегко, должно быть, икается Паоло Трубецкому…» — замечал репортер.
Правда, и творение Бернштама тоже не избежало критики. Например, «Петербургская газета» сетовала, что вместо могучей фигуры самодержца можно видеть «низкорослого человека, даже лицом не похожего на Петра Великого», а «крошечные фигурки» спасаемых «затушевывают» фигуру царя.
Через год на Адмиралтейской набережной появилось еще одно изваяние Бернштама — «Петр-плотник». Судьба обеих скульптур решалась в декабре 1918 года, когда «старорежимные» изваяния стали массово заменять новыми в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды. Незадолго до этого отгремела первая годовщина Октябрьской революции, и памятники были закрыты деревянными щитами с росписями по эскизам художника Мстислава Добужинского. Коллегия по делам искусства и художественной промышленности постановила, что щиты должны быть немедленно убраны, чтобы поскорее провести демонтаж.
Памятник Александру III решили не трогать, поскольку новые власти посчитали, что творение Трубецкого правдиво воплотило образ «царя жандармов» и должно быть сохранено в назидание потомкам. А вот памятники Петру на Адмиралтейской набережной были признаны «малохудожественными», и их снесли.
В 1996 году «Петра-плотника» воссоздали у Адмиралтейства. Что же касается его «старшего собрата», посвященного лахтинскому эпизоду, то его реплика совсем недавно появилась на берегу Финского залива. Правда, новый монумент не является точной копией прежнего: он выполнен по его мотивам, в более позитивном ключе: фигур утопающих стало меньше — их не три, а две.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7201) от 01.07.2022 под заголовком «Подайте царю канат!».
Комментарии