В Михайловском дворце представили панно Бориса Кустодиева «Петр Великий»

В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка «Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского училищного дома имени Петра Великого (1910–1911)». Она приурочена к двум датам — 350‑летию со дня рождения Петра I и 110‑летию завершения строительства Училищного дома, где с 1944 года размещается Нахимовское военно-морское училище.

В Михайловском дворце представили панно Бориса Кустодиева «Петр Великий» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В центре этого умного истинно петербургского проекта находится большое панно Бориса Кустодиева «Петр Великий», созданное художником в 1911 году. Празднование царской круглой даты стало хорошим поводом показать полотно, которое предыдущий раз показывалось в 2003 году на выставке к 125‑летию со дня рождения художника. А заодно вспомнить о работе ведущих русских художников над оформлением Училищного дома.

В 1903 году в честь 200‑летия Петербурга городские ­власти решили создать новое образовательное учреждение. Архитектурный конкурс выиграл Александр Дмитриев, предложивший проект в духе петровского барокко. К оформлению фасадов и интерьеров привлекли художников Александра Бенуа и Сергея Чехонина, скульп­тора Василия Кузнецова. Три панно для актового зала училища были заказаны трем художникам. Главное — портрет «Петр Великий» — Борису Кустодиеву, картину «Петр Великий в Голландии» — Мстиславу Добужинскому, картину «Полтавская баталия» — Дмитрию Кардовскому. На известной любителям краеведения архивной фотографии актового зала 1910‑х годов можно узнать два первых.

Как рассказал нашей газете Владимир Круглов, куратор выставки, ведущий научный ­сотрудник Русского музея, для Кустодиева и его друга Добужинского это был первый опыт работы в монументальном жанре. Кустодиев, преодолевая боль в руке из‑за начавшейся болезни, героически работал над крупноформатным произведением (388 х 319 см). Он стилизовал панно в духе русского искусства начала XVIII века. Царь в рыцарских латах и красном плаще парит на мощном коне на фоне Полтавской битвы. Над ним изображен крылатый гений победы, трубящий славу полководцу.

Добужинский выбрал голландскую тему, поскольку бывал на верфях, где молодой Петр учился искусству строить корабли. На картине царь изображен слушающим мастера, тот держит в руках циркуль и линейку. Кулисами для этой сцены служат остовы строящихся судов. Многофигурная композиция Кардовского изображала динамичное столкновение двух крупнейших армий тех лет.

Увы, до нас дошел только ­портрет Петра. Как заметил Круг­лов, спасибо педагогам и ученикам 176‑й Трудовой школы, которая после революции размещалась в Училищном доме. В 1928 году они передали порт­рет в Русский музей.

Местонахождение панно Добужинского и Кардовского остается неизвестным. Шансов на то, что они уцелели в бурях войн и революций, немного. Но сохранились интересные подготовительные работы, они представлены на выставке. ­Прежде всего это выразительный эскиз Кустодиева «Голова Петра Великого» и его же этюд «Обнаженная натурщица». Дама послужила прообразом гения победы. Воистину неисповедимы творческие пути художников. Этюд предоставлен для выставки KGallery.

В собрании Русского музея находятся два небольших рисунка Добужинского «Петр Первый в Голландии». Видно, что первоначально художник размещал Петра и мастера на палубе строящегося корабля. Но потом решил спустить их на землю. В ­собрании Третьяковской галереи хранится живописный эскиз, близкий к окончательному варианту картины.

Выставку дополняют издания о художниках и об истории строительства Училищного дома.


#выставка #Михайловский дворец #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7200) от 30.06.2022 под заголовком «Как Трудовая школа спасла «Петра Великого»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?