В Эрмитаже открылась выставка живописца Виргилиуса Эриксена

В Николаевском зале Зимнего дворца развернута выставка, посвященная творчеству датского живописца Виргилиуса Эриксена, приуроченная к 300‑летию со дня его рождения.

В Эрмитаже открылась выставка живописца Виргилиуса Эриксена | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

О нем немного сведений даже на родине. Родился в Копенгагене в семье корабельного мастера, рисованию учился у художника немецкого происхождения Иоганна Саломона Валя. Потерпев неудачу в конкурсе на золотую медаль в Королевской академии художеств, отправился в Россию, где еще правила Елизавета Петровна.

Следующие пятнадцать лет стали звездными в жизни Эриксена. Удача улыбнулась ему во время обеда кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного. Чуть ли не на салфетке он набросал эскиз, приглянувшийся императрице, она заказала портрет. Елизавета Петровна старела, ей не нравились собственные изображения. А у Эриксена был дар: он умел сгладить возрастные изменения, сохранив внешнее сходство.

Это его качество ценила и Екатерина II, доверявшая художнику самые ответственные работы — от крошечных миниатюр для жалованных портретов, заключенных в драгоценные алмазные рамки, до огромных полотен, таких как ее портрет верхом в гвардейском мундире во время переворота 1762 года. Эту самую известную свою картину художник подписал «Виргилиус Эриксен, датчанин». Его имя навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой. Им написаны лучшие порт­реты первых десяти лет ее правления, без которых не обходится ни одна биография императрицы.

Екатерина II украшала ими дворцовые интерьеры и использовала как дипломатические подарки. Эриксену приходилось повторять свои произведения. Не меньше четырех раз он повторил портрет императрицы в коронационном платье — для датского, английского и прусского дворов, а также для Академии художеств. Дважды писал Екатерину II верхом в дни переворота — огромные полотна для зимней резиденции в Петербурге и для Тронного зала в Петергофе. Были копии и меньшего размера.

На выставке собраны картины, рисунки, гравюры, скульптуры, миниатюры, медали и предметы декоративно-прикладного искусства из десяти музеев и частных коллекций, относящиеся к русскому периоду жизни Эриксена.

В Николаевский зал вернулось время Екатерины в лицах — изображения ее самой и людей близкого круга. Императрица в роскошном коронационном платье, она же в одеянии бальном, в гвардейском мундире верхом на лошади, перед зеркалом…

Екатерина любила драгоценности, они присутствуют на ее изображениях. Юного наследника престола Павла Петровича Эриксен написал в костюме, усыпанном драгоценными камнями. Большой камень украшает голову лошади на конном портрете императрицы. Во времена Екатерины II этот портрет находился в галерее Эрмитажа, напоминая о бурных днях государственного переворота 1762 года. Логично, что рядом располагались изображения фаворита императрицы Григория Орлова и его брата в кавалергардской форме.

Огромные портреты рядом и на выставке, они в центре внимания. Правда, на сподвижниках Екатерины другое облачение, оно напоминает о грандиозном зрелище 1766 года. Тогда в Санкт-Петербурге состоялось представление, вошедшее в историю как «Великолепная карусель», — турнир-состязание в подражание рыцарским турнирам в искусстве верховой езды и ловкости. В программу входили выступления конных и пеших кавалеров в роскошных одеждах, разделенных на группы («кадрили») — Славянскую, Римскую, Турецкую и Индийскую. Римскую возглавлял Григорий Орлов. Память об этой карусели сохранили мемуары и письма современников, произведения медальерного искусства и портреты братьев Орловых кисти Эриксена. Художник получил заказ на портреты кавалеров и дам в карусельных костюмах, до нашего времени дошли только два: Григория и Алексея Орловых.

Как и многое в биографии Эриксена, причина его отъезда в Данию остается неясной. Он вернулся в Копенгаген к лету 1772 года, получил место придворного портретиста. Скончался в мае 1782 года в собственном доме на ферме Рунгстедгорд.


#выставка #музей #Эрмитаж #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Любимый портретист императрицы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?