Подарок цесаревичу: забытая опера вернулась на сцену более чем через сотню лет
Опера-сказка «Красная Шапочка», написанная Цезарем Кюи, в 1912 году была поднесена им цесаревичу Алексею. Предполагалось, что она будет поставлена на домашней сцене в Александровском дворце Царского Села. Однако в силу ряда обстоятельств опера впервые увидела свет спустя более ста лет.
ФОТО Alessia Cocconi on Unsplash
Феномен домашних любительских спектаклей сложился во второй половине XVIII века, в период золотого века русского дворянства. Их формат мог быть самым разным: от самостоятельных спектаклей до заполнения пауз во время балов.
И самое главное, эти действа проходили в совершенно неформальной атмосфере, что называется, «без чинов». В каком‑то смысле они напоминали современные студенческие или театральные «капустники»: все друг друга знают, шутки хорошо понятны «своим», огрехов непрофессиональных артистов никто не замечает. А если в домашних спектаклях принимали участие дети, то они были просто обречены на успех.
В императорских резиденциях домашние представления стали более-менее регулярно ставить со второй четверти XIX века. «Капустники» в семье Николая I, как правило, устраивались в неофициальной, «домашней» резиденции — Аничковом дворце. Для молодых великих князей и юных фрейлин сценическая площадка нередко становилась местом для флирта и завязывания дружеских отношений.
Кстати, любительская сцена в императорских резиденциях выполняла и учебно-утилитарные задачи. Дело в том, что из детей вырастали великие князья, важной частью жизни которых была публичность, умение сформировать «образ». И подмостки домашнего театра помогали многим из них преодолеть природную застенчивость. Иногда, в виде исключения, детям позволялось присутствовать на взрослых любительских спектаклях, но только в том случае, если в содержании пьесы не было ничего предосудительного.
Когда дети подрастали, они переходили на юношескую сцену. Молодые великие князья и фрейлины во всем блеске молодости охотно выходили на любительские театральные подмостки. Например, 28 октября 1859 года в Арсенальном зале Гатчинского дворца была представлена комедия «Булочная», в которой приняли участие три сына Николая I: великие князья Константин, Николай и Михаил.
Так и сыновья Александра II, когда подросли, продолжили традицию юношеских домашних спектаклей. И все происходило «по‑взрослому». «Актеры», естественно, переживали. В январе 1876 года великий князь Сергей Александрович писал: «Эмоции ужасные, страдание. Все великолепно удалось!!! Счастье! Папа и Мама очень довольны. Все нам комплименты говорили, более или менее искренние».
Заметим, что среди Романовых было достаточно много талантливых актеров-любителей. Государственный секретарь А. А. Половцев неоднократно отмечал театральный талант младшего сына Александра II — великого князя Павла Александровича. Описывая домашний спектакль, данный в Мраморном дворце у великой княгини Александры Иосифовны 17 февраля 1886 года, он упоминал: «Великий князь Павел Александрович играет роль первого любовника в изумительном совершенстве. Дмитрий Константинович недурен в комической роли. Константин Константинович слабее. Дамы плохи».
Пьесы для детских домашних спектаклей, как правило, создавались или адаптировались ближайшим окружением императорской семьи. К нему относились и учителя царских детей, среди которых были совершенно неординарные личности, имевшие право посвящать свои произведения царственным ученикам.
Среди таких педагогов был генерал-майор Цезарь Кюи, который еще с 1 сентября 1885 года начал читать фортификацию 17‑летнему цесаревичу Николаю Александровичу. О занятиях с Цезарем Кюи будущий император неоднократно упоминал в дневниках: «Проснулся в 9 ч. и был готов к уроку Кюи» (25 января 1888 г.); «После чая имел урок Кюи» (25 февраля); «Как раз встал к уроку Кюи, теперь я снова отвык поздно ложиться» (24 марта); «Кончил, к сожалению, фортификацию с добрым Ц. А. Кюи» (18 апреля 1888 г.).
Под конец курса фортификации генерал-майор Цезарь Кюи посвятил воспитаннику сюиту. Цесаревич Николай Александрович 6 февраля 1889 года записал в дневнике: «После семейн. обеда поехал с Гошем на концерт в Двор. Собр. чтобы слушать посвящ. мне сюиту Кюи»…
Став семейным человеком, император Николай Александрович продолжил традицию домашних спектаклей. В ноябре 1904 года его дети устроили для родителей сюрприз, разыграв «в лицах и надлежащих нарядах» пьесу «Стрекоза и муравей». Тогда семья Николая II уже жила в Александровском дворце Царского Села. Наверняка сюрприз был «преподнесен» на день рождения маленькой Ольги, которой исполнилось девять лет.
Позже, когда подросла дочь Анастасия, именно она, по мнению окружающих, обладала несомненными актерскими талантами. Анастасия с ее непоседливым характером (домашнее прозвище Швибзд) обладала несомненной способностью к пародированию. Ей легко удавалось скопировать личностные особенности и голос «жертвы». Поэтому она всегда блистала в домашних спектаклях.
Что же касается написанной Цезарем Кюи детской оперы-сказки «Красная Шапочка», которая была упомянута в самом начале, то она так и не была поставлена в Александровском дворце. Осенью 1912 года цесаревич Алексей был тяжело травмирован и находился буквально в шаге от смерти. В феврале следующего года брюшным тифом заболела его старшая сестра Татьяна. Весь 1913 год шла их реабилитация, а потом началась война… В результате оригинал оперы с дарственной подписью Кюи попал в Театральный музей.
В 2021 году партитура оперы оказалась в руках Георгия Исаакяна, художественного руководителя Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац. Ее поставили так, как она могла бы прозвучать в Александровском дворце: все партии написаны для женских голосов. Возможно, предполагалось, что исполнять их должны были сестры и гувернантки цесаревича.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7654) от 27.04.2024 под заголовком «Подарок цесаревичу».
Комментарии