Почему с петровских времён на выезд из России требовалось получить разрешение полиции?
Немало известно о путешествиях за границу представителей российской знати, а также людей творческих профессий. Однако выехать за рубеж подданному Российской империи было не так‑то и просто. Строгие правила были установлены еще Петром I, затем они дополнялись новыми деталями, иногда ужесточались, иногда ослаблялись.
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Заграничные поездки подданных по делам службы или обучения часто инициировались самими монархами. В петровское время паспорт («пас») россиянину для выезда в другие страны мог подписать непосредственно государь. После возвращения на родину документ становился недействительным. Многоразовый загранпаспорт появится только в конце XIX века.
Покидать территорию России без паспорта запрещалось. Нормативно-правовой акт под названием «Устав благочиния, или полицейский», утвержденный Екатериной II в 1782 году, гласил: «Подтверждается запрещение ради богомолия, или иной причины ради, выходить или выезжать из Всероссийской империи без паспорта Генерал-Губернатора или Губернского Правления».
Ряд запретительных мер, касающихся заграничных поездок, ввел император Павел I. Чтобы выехать за рубеж, требовалось представить личное прошение императору. Так монарх стремился оградить страну от вредного политического влияния заграницы.
Сменивший Павла на престоле император Александр I отменил ряд запретов и ограничений, введенных отцом. Он провозгласил свободный пропуск приезжающих в Россию и отъезжающих из нее.
В 1817 году был принят закон об условиях получения российскими подданными заграничного паспорта. Его выдавал губернатор или генерал-губернатор на основании прошения человека, желавшего выехать за рубеж. Требовались свидетельство местной полиции об отсутствии препятствий к отъезду за границу, троекратная публикация в «Ведомостях» («Санкт-Петербургских», «Московских» или губернских) о планируемом отъезде или поручительство об отсутствии препятствия к выезду, а также доказательство уплаты податей (для податного сословия).
При Николае I сроки дозволенного пребывания россиян за границей были ограничены. Если в 1834 году для дворян он составлял пять лет, для всех прочих сословий — три года, то затем эти сроки были значительно уменьшены: в 1851 году для дворян — два года, а для всех прочих сословий — один год. В соответствии с указом, те, кто не вернулся в срок, подвергались имущественным ограничениям.
Тогда же был введен запрет на обучение российских юношей за границей в возрасте от 10 до 18 лет. Кроме того, император Николай I повысил возрастной ценз на получение загранпаспорта: в 1831 году — до 21 года, в 1844 году — до 25 лет.
Еще одной ограничительной мерой в николаевское правление было неуклонное повышение пошлин на заграничный паспорт — с 10 рублей серебром за шесть месяцев в 1840 году до 100 рублей серебром в 1844 году, а затем и до 250 рублей. Немногие могли себе позволить подобные траты. Исключение было сделано для тех, кто выезжал за пределы государства «для излечения ран или по болезни». В этом случае им приходилось платить пошлину по 50 рублей серебром за каждые полгода.
Во времена Александра II паспортные правила были смягчены. Манифестом от 26 июля 1856 года был снят запрет на посещение иностранных государств и подтвержден принцип свободного выезда из России. Еще спустя месяц был отменен высокий паспортный сбор с заграничных паспортов: «вовсе отменить и впредь никакой пошлины за паспорты не взыскивать». Сохранялась только особая пошлина за бланк документа.
Срок разрешенного пребывания россиян за границей в правление Александра II был увеличен до пяти лет.
Инструкция местным начальствам предписывала при отсутствии законных препятствий выдавать заграничные паспорта без промедления. Основаниями служили прошение на имя губернатора, свидетельство местной полиции о неимении препятствий к отъезду за границу и троекратная публикация в упомянутых выше «Ведомостях».
Отъезжающие по болезни должны были предоставить еще и медицинские свидетельства, рассмотренные Врачебной управой. «В случае особых уважений, принимать в удостоверение о беспрепятственности к выезду за границу ручательство в том лиц, известных своею благородностию, поступая, впрочем, при этом с крайней осмотрительностью».
При Александре III в 1894 году было подтверждено, что заграничные паспорта действуют пять лет. Но теперь устанавливался еще и возрастной ценз. Документ можно было получить, лишь достигнув 25‑летия, если полиция выдавала свидетельство об отсутствии законных препятствий к отъезду. Причем в заграничный паспорт вписывали членов семьи, которые ехали с владельцем документа. Поэтому 25‑летний возраст касался тех, кто выезжал самостоятельно. Эти правила оставались неизменными вплоть до 1917 года.
Газетный зал
«В высшей степени гуманное предложение М. М. Стасюлевича (публициста, историка, общественного деятеля, депутата Санкт-Петербургской городской думы. — Прим. ред.) относительно снабжения учащихся в городских начальных училищах бесплатными билетами на проезд в конках получило осуществление. Вчера городская управа сделала распоряжение о предоставлении учащимся в городских школах бесплатного проезда на городских линиях. Вместе с тем решено просить правление акционерного общества, чтобы и оно последовало благому примеру города. Не сомневаемся, что оно сочувственно отнесется на это ходатайство».
«Петербургская газета», 14 ноября 1899 г.
«Призыв академика Т. Д. Лысенко — собрать семена древесных пород для посадки полезащитных лесных полос — нашел живой отклик у пионеров и школьников Ленинграда и области. Дети активно развернули сбор семян дуба, клена, ясеня, липы. Одних только желудей собрано два вагона. В ближайшие дни они будут отправлены на места».
«Ленинградская правда», 28 октября 1949 г.
Читайте также:
Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом
«Несгораемые сейфы» средневековой Руси: документальные источники уцелели благодаря монастырям
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (8035) от 14.11.2025 под заголовком «Паспорт для заграницы».





Комментарии