Победитель вирусов. Анатолий Смородинцев испытывал вакцины на себе и близких

В 1890 году в Петербурге был основан Императорский институт экспериментальной медицины. В его лабораториях исследователи совершали мировые научные открытия и создавали вакцины, спасавшие миллионы жизней. Одним из таких ученых был связавший свою жизнь с институтом в 1926 году Анатолий Александрович Смородинцев.

Победитель вирусов. Анатолий Смородинцев испытывал вакцины на себе и близких | РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО автора

РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО автора

Вирусологи - особая каста. Их работа связана со смертельным риском, и жизнь академика Смородинцева можно смело назвать войной, поделенной на отдельные этапы - битвы с такими страшными врагами человечества, как грипп, корь, полиомиелит и клещевой энцефалит.

Что касается последнего, то о нем ничего не знали до странной эпидемии, разразившейся в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке. Люди боялись ходить в тайгу, утверждая, что там поселились злые духи, насылающие смерть и неизлечимые поражения тела и мозга. Врачи же называли недуг токсическим гриппом, пока в 1937 году в таежные края не прибыла экспедиция во главе с выдающимся ученым Львом Зильбером (братом писателя Вениамина Каверина). Ему удалось установить природу заболевания и его связь с неизвестным ранее вирусом и укусами лесных клещей. Но продолжить работу Зильберу не удалось: по ложному доносу он был арестован и отправлен в лагерь.

Следующим этапом экспедиции руководили академик Евгений Павловский и Анатолий Смородинцев. Работа шла тяжело и с потерями: заразились, стали инвалидами и погибли несколько человек. Но это не остановило ученых, и в результате их исследований была создана вакцина против клещевого энцефалита, которая стала надежно защищать всех, кто впервые ехал в Сибирь и на Дальний Восток.

С начала 1950-х годов Анатолий Смородинцев изучал в ИЭМ вирусы полиомиелита. Именно тогда вспышки этого заболевания стали приобретать огромный размах, эпидемии чаще всего поражали США, Швецию, Англию. Болезнь, поражавшая органы дыхания, уносила тысячи жизней, приобретя характер мирового бедствия. Поэтому символом эпидемии полиомиелита стали специальные барокамеры для искусственной вентиляции легких - так называемые «железные легкие».

Надежда появилась, когда американским вирусологам Джонасу Солку и Альберту Сэйбину удалось создать вакцины против полиомиелита, но убитая вакцина Солка была дорогой, а ее эффект не стопроцентным. Сэйбин же еще не доработал свою живую вакцину, и ее производство в США не разрешалось.

В те же 1950-е годы полиомиелит впервые вызвал большую эпидемию в СССР. Десятки тысяч людей заболели, однако информация об этом находилась под запретом. Не сообщалось и о смертельных случаях. Министерство здравоохранения оказалось бессильно, средств борьбы с болезнью не существовало.

В 1955 году с помощью Анастаса Микояна в Москве был создан Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов. Его возглавил академик Михаил Чумаков. Болезнь была официально признана, и в США направили группу ученых, в которую вошли Марина Ворошилова, Михаил Чумаков и Анатолий Смородинцев, который уже до этого начал работы по получению живой полиомиелитной вакцины, но безвредных ослабленных штаммов вируса ему создать не удавалось.

Сэйбин согласился предоставить для апробации свои штаммы, и вскоре после возвращения делегации в ИЭМ прибыла посылка, содержавшая термосы с живыми вакцинными вирусами. Перед учеными была поставлена сложнейшая задача - ослабить их способность вызывать заболевание, но при этом сохранить возможность вызывать иммунный ответ организма. Огромная работа длилась два года, и наконец спасительная живая полиомиелитная вакцина была создана.

Смородинцев должен был доказать ее безвредность, и вирусологи традиционно провели испытания на себе, выпив жидкость, содержавшую вакцинные штаммы. Затем вакцину следовало испробовать на маленьких детях, не имевших иммунитета к заболеванию. Но найти семью, добровольно предоставившую ребенка для опасного опыта, было невозможно, и тогда Смородинцев предложил испытать вакцину на своей пятилетней внучке Лене.

Две недели эксперимента все с трепетом ожидали появления вызывающих иммунный ответ антител. Наконец, когда это произошло и Лена не заболела, было решено дать вакцину детям некоторых других сотрудников отдела. Они также не заболели и приобрели полный иммунитет к вирусу. Живая вакцина позволила отказаться от болезненных инъекций, ее стали помещать в драже, которое дети глотали, как конфеты. Не обошлось без курьезов: в некоторых местах драже с вакциной продавали в кондитерских отделах, а маленькие внуки одного ученого стащили из холодильника и съели целую упаковку с сотней драже. К счастью, никто, кроме упавшей в обморок от ужаса бабушки, не пострадал.

В 1959 году вакциной привили около двух миллионов детей в СССР. Широкая иммунизация привела к резкому снижению заболеваемости, а в отдельных районах к полной ее ликвидации. При Институте полиомиелита Михаил Чумаков наладил производство вакцин, и его вскоре пришлось расширить, поскольку из многих стран стали приходить отчаянные просьбы о спасении детей. Матери Японии даже устроили шествие с требованием вакцинации чудодейственной «русской вакциной».

Свой подвиг семья Смородинцева повторила еще раз, когда под руководством ученого в Ленинградском институте эпидемиологии и микробиологии имени Пастера была создана вакцина против кори. Она теперь широко применяется во всем мире, и испытал ее Анатолий Александрович уже на другой своей внучке, Лизе.

В список заслуг Смородинцева можно добавить еще и создание под его руководством вакцин против свинки и гриппа. А в 1967 году он основал и возглавил НИИ гриппа: ученый по праву считался одним из крупнейших мировых авторитетов в области исследования этого заболевания.

...Ученики Смородинцева говорят, что если бы он не сделал в жизни ничего, кроме создания вакцины для борьбы с полиомиелитом, то и тогда он был бы достоин самой глубокой признательности всего человечества. Но лучшую оценку дала достижениям ученого его правнучка Маша. Она написала в реферате: «С самого детства я слышала, что нельзя бояться врачей, не надо плакать, когда делают прививки, потому что почти все их придумал дедушка Толя».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#ученые #медицина #открытия #вакцинация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6694) от 05.06.2020 под заголовком «Победитель вирусов».


Комментарии