По новому руслу. Как водоснабжение Стрельны восстанавливали после войны
На публикацию «Дворцовые камни» в «Наследии» от 26 апреля, в которой говорилось, как после войны восстанавливали водоспуск в стрельнинский Портовый канал, откликнулся сын прораба Петродворцового дорожно-эксплуатационного участка Олег Москвин. Он рассказал, что его отец в начале 1950-х годов как раз и руководил строительством моста через Орловский водоспуск в Стрельне, восстанавливал дамбу.
Строительство каменного водоспуска в стрельнинский Портовый канал. Лето 1950 г. Из архива семьи Москвиных. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В петровское время на этом месте был многоступенчатый водоспуск, чтобы рыба, идущая с моря в верховье реки на нерест, могла преодолеть десятиметровый перепад уровня воды в запруде.
Во время сильнейшего наводнения 1924 года каскад водопадов из Орловского пруда в Портовый канал был разрушен. В 1928 - 1929 годах на его месте была построена плотина, которая пострадала во время оккупации. Теперь же для ее восстановления пришлось расчистить размытое, а затем заиленное и замусоренное основание этого грандиозного устройства.
- Я весь процесс наблюдал и помню много интересного в деталях. Есть даже фотоснимки, - сообщил Олег Вячеславович.
Мы встретились с сыном строителя на историческом месте у Орловского водопада. Выяснилось, что Олег Москвин пошел по стопам отца и стал строителем мостов - так его поразило в детстве увиденное в Стрельне. Отец, военный мостостроитель Вячеслав Иванович Москвин, окончил в 1934 году ЛАДИ (Ленинградский автодорожный институт), был участником трех войн: Гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной. Закончил войну в звании подполковника дорожных войск...
- Мы со старшим братом и мамой жили при этой стройке в Стрельне. Там, где теперь автомобильная стоянка возле музея «Деревянный дворец Петра I», по проекту отца возвели домик-прорабскую с небольшой жилой комнатой, где мы и обитали, - рассказал Олег Вячеславович.
Питьевой воды в поселке не было, приходилось с отцом совершать походы к водозаборной колонке, которая находилась у сохранившегося пятиэтажного дома при въезде в Стрельну, у бывшего монастыря. Купаться ходили на взморье, проходя мимо рыбацкого поселка, раскинувшегося вдоль Портового канала. Там стоял запомнившийся на всю жизнь густой, устойчивый запах выловленной рыбы, сохнущих снастей, смолы, которой обрабатывали лодки.
По словам Олега Москвина, на тяжелые земляные работы при сооружении Орловского водоспуска привлекли два десятка заключенных, которых каждый день привозили на грузовике «ЗИС-5» под конвоем двух автоматчиков. Возможно, подневольный труд сказался на качестве плотины: ее прорвало при паводке в апреле 1966 года...
Из Рижского университета на стройку в Стрельну прислали троих студентов-практикантов. Среди них был испанец Мигель, у которого была фотокамера TLR. Он и сделал снимки, шесть из которых осенью 1950 года благодарные практиканты прислали прорабу Москвину.
Сообщения о ходе работ в Стрельне часто публиковала местная газета «По сталинскому пути». 24 июня 1951 года она сообщала: «На днях дорожники завершили строительство моста у Орловского пруда». 26 июня 1952 года: «Заканчивается подготовка к заполнению Орловского водохранилища. Строители восстановили разрушенную во время войны нижнюю плотину, укрепили берег пруда».
И, наконец, 7 августа 1952 года: «На днях земляная перемычка перегородила старое русло реки Стрелки... Сотни жителей Стрельны собрались, чтобы посмотреть, как Стрелка пошла по новому направлению... Пройдя часть канала, выложенного камнем, вода дошла до водосброса. Отсюда излишки воды с шумом направились к Финскому заливу... Поселок Стрельна снова обогатился живописным водоемом. Коренным образом улучшилось водоснабжение жителей и местных предприятий».
Читайте также о том, что в Стрельне установили знак в память о границе со Швецией.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6464) от 21.06.2019 под заголовком «Новое направление Стрелки».
Комментарии