Плоские дома. Как в Ленинграде начали строить «хрущевки» из газобетона

В нашем городе вновь взялись за реновацию, продолжив снос «хрущевок» серии ГИ – «газобетонных индустриальных». В свое время она была спроектирована специально для Автовского домостроительного комбината (ДСК), а первый дом этой серии в экспериментальном порядке был сдан в эксплуатацию весной 1960 года на Автовской ул., 34.

Плоские дома. Как в Ленинграде начали строить «хрущевки» из газобетона | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Еще с середины 1950-х годов в строительство жилых зданий стали внедрять новые стеновые материалы. Одним из них был вспененный бетон, или газобетон. Кстати, он до сих пор является самым теплоэффективным материалом, поскольку зимой бережет тепло, а летом – прохладу. Для производства этого материала потребовалось новое оборудование. Его закупали в Польше и поставляли на новые домостроительные комбинаты. В Ленинграде – на Автовский завод железобетонных изделий (с 1959 года – ДСК).

Впоследствии у многих горожан сложилось не совсем верное представление о том, что и проекты домов были польскими. От некоторых жителей до сих пор можно услышать версии о чешском или даже югославском происхождении зданий серии ГИ. Все это вызывает улыбку и желание привести точные данные. А именно: авторы серии домов «Г» (газобетонной), к названию которой в 1961 году добавили индекс «И» (индустриальный), – Наум Матусевич, Валентин Каменский и Александр Жук. Они спроектировали ее в ЛенНИИпроекте исходя из требований конкурса о создании малометражных квартир.

В первые два года дома серии ГИ были блочные, затем перешли к панельной сборке.

Несмотря на то что оборудование было польское, размеры и масштабы квартир и домов создавались архитекторами ЛенНИИпроекта совместно с работниками ДСК под наши, ленинградские, проекты. Серия ГИ сама по себе выделяется из массы всех ленинградских «хрущевок». И не только тем, что только она предполагала внешние стены из газобетона. Это также самые узкие «хрущевки»: на каждом этаже в пределах одной лестничной клетки располагается всего две квартиры: трехкомнатная и четырехкомнатная. И метражи в них самые маленькие среди всех проектов «хрущевок».

Мало того что общая комната – проходная, так и остальные обладают небольшими площадями: от 6 до 8 квадратных метров. Кухня у этих квартир минимальная – 5,4 кв. метра. Ощущение тесноты на кухне дополняет и маленькое узкое окно, напоминающее бойницу: оно сделано таким из архитектурных соображений (добавляет рисунок на аскетичном фасаде) и бытовых – чтобы можно было поставить вдоль стен как можно больше мебели. Совмещенный санузел также минимален, причем в ряде случаев только с сидячей ванной.

Вообще сегодня может показаться, что дома серии ГИ были полностью сотканы из недостатков. Подсобных площадей в них практически не было, на лестничных площадках – никакого намека на места для детских колясок. Пространство комнат и квартир настолько крошечное, что мебели можно было поставить по минимуму. Да и с эстетической точки зрения облик зданий не выдерживал никакой критики: фасады плоские, не имеют ни балконов, ни лоджий, ни ризалитов... Архитектура была не просто лаконична, она выхолощена до уровня объема бруска.

Проектировщики попытались исправить положение, разработав в 1961 году сначала шестиэтажный точечный, а в 1962 году восьми- и девятиэтажный дом серии Г-4П. В них уже были одно- и двухкомнатные квартиры. Но объем полезной и жилой площадей оставался по-прежнему крайне мал. Точечные здания придавали районам новостроек хотя бы какое-то своеобразие, но избавить от унылости все равно не могли. Тем более что наружные стены приходилось подкрашивать каждые десять лет, поскольку, когда краска облезала, фасады выглядели весьма непрезентабельно.

Тем не менее в начале 1960-х годов специалисты в сфере демографии и распределения жилплощади отмечали, что именно такие дома лучше всего подходят для семей, состоящих из двух-четырех человек. И в отзывах новоселов тех лет звучит радость: каждому члену семьи предоставлялась хоть маленькая, но своя комната. После коммунальных квартир, где порой приходилось рассчитывать только на угол, это было настоящим счастьем...

Поскольку в первой половине 1960-х годов по соображениям экономии здания строили преимущественно близ соответствующего домостроительного комбината, то домами серии ГИ плотно застроена южная часть Автова, особенно их много вдоль улицы Червонного Казачества. Они стоят друг за другом, как на конвейере...

В 1961 году дома серии ГИ начали возводить в Дачном, с 1963 года – в Ульянке и Сосновой Поляне. Подавляющее большинство зданий этой серии появилось именно на Юго-Западе, но есть они также в Московском районе – между улицами Костюшко и Краснопутиловской, а также в Купчине. Единичные экземпляры встречаются и в предместьях – поселке Ленсоветовский, Ломоносове, Колпине. Всего же, по моим подсчетам, которыми я занимаюсь еще с 2003 года, таких домов в городе и пригородах возвели... пусть не пугает читателя это «страшное» число – 666.

Здания серии ГИ строили до 1969 года, затем она была снята с производства, поскольку не удовлетворяла целому комплексу требований к возводимому жилью, и заменена девятиэтажными «кораблями».

Сегодня реконструировать «хрущевки» серии ГИ довольно проблематично: они слишком близко стоят друг к другу, поэтому, не нарушив требования по инсоляции и аэрации, надстраивать их практически невозможно. Перепланировать их из-за чрезвычайно малогабаритных объемов тоже весьма затруднительно. К тому же газобетон – очень хрупкий материал. Поэтому эти дома и стали первыми кандидатами на снос.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#хрущевки #СССР #строительство #жилые дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6746) от 21.08.2020 под заголовком «Плоские «хрущевки»».


Комментарии