Певец-поэт. Тартаков одним из первых стал записывать свои выступления на грампластинки

Трагическая гибель заслуженного артиста Академической оперы Иоакима Тартакова, случившаяся в Петрограде в ночь с 21 на 22 января 1923 года, стала громким событием. Во всех городских театрах со сцены объявляли о происшествии, и публика вставала, чтобы почтить память артиста минутой молчания. Для семьи певца был организован сбор средств. Чем же он заслужил любовь и признание зрителей?

Певец-поэт. Тартаков одним из первых стал записывать свои выступления на грампластинки | Как отмечал оперный певец Сергей Левик, Иоаким Тартаков «хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»./Репродукция. ФОТО автора

Как отмечал оперный певец Сергей Левик, Иоаким Тартаков «хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»./Репродукция. ФОТО автора

Выходец из низов, он добился успеха благодаря поддержке меценатов. На талантливого юношу обратил внимание основатель Петербургской консерватории, легендарный пианист и дирижер Антон Рубинштейн, пригласивший Тартакова в столицу (по другой версии, молодого человека заметила мать Рубинштейна, хорошо разбиравшаяся в музыке, и рекомендовала его сыну).

Будучи от природы наделен звучным голосом и музыкальностью, Тартаков сумел приобрести у своего итальянского учителя Камилло Эверарди, который был его наставником в Петербургской консерватории, «высшую культуру пения», которая позволила ему занять ­место ведущего оперного артиста Мариинского театра. Современники называли его «певцом-поэтом», поскольку оперные партии в его исполнении звучали особенно поэтично.

Обаятельный исполнитель быстро завоевал популярность у взыскательной столичной публики. В его репертуаре появились заглавные партии в операх Верди, Чайковского, Россини, Моцарта… Он много и успешно гастролировал по России и Западной Европе, выступал со знаменитыми дирижерами (такими, как Эдуард Направник и Василий Сафонов) и даже удостоился похвалы Петра Чайковского, присутствовавшего на постановке «Пиковой дамы» с его участием.

Помимо службы на театральной сцене Тартаков часто пел в камерных концертах. Одним из первых русских певцов он стал записывать свои выступления на грампластинки, преподавал вокал (к его советам прибегал среди прочих сам Федор Шаляпин!), пробовал себя в постановке опер.

В 1909 году Тартаков получил назначение на должность главного режиссера Мариинки, оставаясь при этом ведущим артистом оперной труппы. Последний директор Императорских театров Владимир Теляковский в своих воспоминаниях характеризовал Тартакова как терпеливого и тактичного администратора, который «с артистами ладить умел, а это непросто». Кроме того, «у него было качество, никогда и нигде не мешающее: он был неглупый человек и очень в делах оперы опытный и сведущий».

На посту главного режиссера Тартаков встретил Октябрьскую революцию 1917 года. С советской ­властью у него не было особых идейных разногласий. Он был для нее «своим» по сословному происхождению, близостью к «одиозным» фигурам старого режима себя не скомпрометировал…

По свидетельству оперного певца Сергея Левика, за несколько лет до революции голос Тартакова «стал сдавать». Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. По словам Левика, наступившие «продовольственные затруднения, отсутствие транспорта и прочие неудобства, вызванные Гражданской войной, во многом пошли Тартакову на пользу»: он избавился от «излишней полноты, у него улучшился обмен веществ, облегчилось дыхание», и голос мастера вновь зазвучал с присущей ему красотой.

Более того, Октябрьская революция открыла перед ним новые возможности. В 1920 году Тартаков был приглашен в качестве профессора в Петроградскую консерваторию, где успешно преподавал до самой смерти. В начале 1920‑х он также стал одним из организаторов «лаборатории советской оперы» — Малого оперного театра (ныне Михайловский театр), где заведовал художественно-административной частью. Поле концертной деятельности певца тоже существенно расширилось: он много выступал в рабочих клубах, воинских частях, на заводах и фабриках.

Выездным оказался и последний концерт 62‑летнего артиста. Ему предложили исполнить партию царя Амонасро в опере «Аида» Джузеппе Верди, которая ставилась для рабочих Александровского завода (ныне «Пролетарский завод») в бывшем театре «Вена» за Невской заставой. По воспоминаниям Левика, Тартаков согласился на это выступление в том числе по материальным соображениям. На содержании певца были жена и маленькая дочь, а за выход на сцену ему предложили достаточно приличный гонорар.

После концерта артистов развозили по домам на автомобиле. На Шлиссельбургском проспекте машина на крутом повороте попала в яму и перевернулась. Певца срочно доставили в больницу при Александровском заводе, но спасти его не удалось. На следующий день он умер, не приходя в сознание.

Похоронили Иоакима Викторовича в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В пос­ледний путь артиста провожали тысячи людей, а во время церемонии пели соединенные хоры Мариинского и Михайловского театров. Памятник на могиле Тартакова был создан ведущим мастером неоклассицизма академиком Иваном Фоминым.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #певец #биография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7386) от 31.03.2023 под заголовком «Певец-поэт ».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».