Певец-поэт. Тартаков одним из первых стал записывать свои выступления на грампластинки

Трагическая гибель заслуженного артиста Академической оперы Иоакима Тартакова, случившаяся в Петрограде в ночь с 21 на 22 января 1923 года, стала громким событием. Во всех городских театрах со сцены объявляли о происшествии, и публика вставала, чтобы почтить память артиста минутой молчания. Для семьи певца был организован сбор средств. Чем же он заслужил любовь и признание зрителей?

Певец-поэт. Тартаков одним из первых стал записывать свои выступления на грампластинки | Как отмечал оперный певец Сергей Левик, Иоаким Тартаков «хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»./Репродукция. ФОТО автора

Как отмечал оперный певец Сергей Левик, Иоаким Тартаков «хорошо знал ту меру сценической игры, которая нужна оперному певцу, и не злоупотреблял приемами драматической сцены»./Репродукция. ФОТО автора

Выходец из низов, он добился успеха благодаря поддержке меценатов. На талантливого юношу обратил внимание основатель Петербургской консерватории, легендарный пианист и дирижер Антон Рубинштейн, пригласивший Тартакова в столицу (по другой версии, молодого человека заметила мать Рубинштейна, хорошо разбиравшаяся в музыке, и рекомендовала его сыну).

Будучи от природы наделен звучным голосом и музыкальностью, Тартаков сумел приобрести у своего итальянского учителя Камилло Эверарди, который был его наставником в Петербургской консерватории, «высшую культуру пения», которая позволила ему занять ­место ведущего оперного артиста Мариинского театра. Современники называли его «певцом-поэтом», поскольку оперные партии в его исполнении звучали особенно поэтично.

Обаятельный исполнитель быстро завоевал популярность у взыскательной столичной публики. В его репертуаре появились заглавные партии в операх Верди, Чайковского, Россини, Моцарта… Он много и успешно гастролировал по России и Западной Европе, выступал со знаменитыми дирижерами (такими, как Эдуард Направник и Василий Сафонов) и даже удостоился похвалы Петра Чайковского, присутствовавшего на постановке «Пиковой дамы» с его участием.

Помимо службы на театральной сцене Тартаков часто пел в камерных концертах. Одним из первых русских певцов он стал записывать свои выступления на грампластинки, преподавал вокал (к его советам прибегал среди прочих сам Федор Шаляпин!), пробовал себя в постановке опер.

В 1909 году Тартаков получил назначение на должность главного режиссера Мариинки, оставаясь при этом ведущим артистом оперной труппы. Последний директор Императорских театров Владимир Теляковский в своих воспоминаниях характеризовал Тартакова как терпеливого и тактичного администратора, который «с артистами ладить умел, а это непросто». Кроме того, «у него было качество, никогда и нигде не мешающее: он был неглупый человек и очень в делах оперы опытный и сведущий».

На посту главного режиссера Тартаков встретил Октябрьскую революцию 1917 года. С советской ­властью у него не было особых идейных разногласий. Он был для нее «своим» по сословному происхождению, близостью к «одиозным» фигурам старого режима себя не скомпрометировал…

По свидетельству оперного певца Сергея Левика, за несколько лет до революции голос Тартакова «стал сдавать». Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. По словам Левика, наступившие «продовольственные затруднения, отсутствие транспорта и прочие неудобства, вызванные Гражданской войной, во многом пошли Тартакову на пользу»: он избавился от «излишней полноты, у него улучшился обмен веществ, облегчилось дыхание», и голос мастера вновь зазвучал с присущей ему красотой.

Более того, Октябрьская революция открыла перед ним новые возможности. В 1920 году Тартаков был приглашен в качестве профессора в Петроградскую консерваторию, где успешно преподавал до самой смерти. В начале 1920‑х он также стал одним из организаторов «лаборатории советской оперы» — Малого оперного театра (ныне Михайловский театр), где заведовал художественно-административной частью. Поле концертной деятельности певца тоже существенно расширилось: он много выступал в рабочих клубах, воинских частях, на заводах и фабриках.

Выездным оказался и последний концерт 62‑летнего артиста. Ему предложили исполнить партию царя Амонасро в опере «Аида» Джузеппе Верди, которая ставилась для рабочих Александровского завода (ныне «Пролетарский завод») в бывшем театре «Вена» за Невской заставой. По воспоминаниям Левика, Тартаков согласился на это выступление в том числе по материальным соображениям. На содержании певца были жена и маленькая дочь, а за выход на сцену ему предложили достаточно приличный гонорар.

После концерта артистов развозили по домам на автомобиле. На Шлиссельбургском проспекте машина на крутом повороте попала в яму и перевернулась. Певца срочно доставили в больницу при Александровском заводе, но спасти его не удалось. На следующий день он умер, не приходя в сознание.

Похоронили Иоакима Викторовича в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В пос­ледний путь артиста провожали тысячи людей, а во время церемонии пели соединенные хоры Мариинского и Михайловского театров. Памятник на могиле Тартакова был создан ведущим мастером неоклассицизма академиком Иваном Фоминым.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #певец #биография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7386) от 31.03.2023 под заголовком «Певец-поэт ».


Комментарии