Детство и юность оперы. Кто блистал на X Международном конкурсе юных вокалистов Елены Образцовой

Обладателем «Гран-при» X Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой стал 16‑летний москвич Илья Понти, растопивший в финале сердца строгого жюри каватиной Альмавивы из «Севильского цирюльника» Россини. Свою награду он получил из рук знаменитого баритона Сергея Лейферкуса.

Детство и юность оперы. Кто блистал на X Международном конкурсе юных вокалистов Елены Образцовой | ФОТО Alessia Cocconi on Unsplash

ФОТО Alessia Cocconi on Unsplash

Когда 12‑летний Платон Владыкин (III премия) в финале средней возрастной группы запел «Два гренадера» Шумана в переводе Михайлова с недетской глубиной понимания текста, подумалось, насколько же взрослыми могут быть дети, исполняя классику, как успешно они пытаются прочувствовать правду в музыке. А какими новыми красками начинали играть Фигаро и Лепорелло в ариях из опер Моцарта, когда их так лихо пропевали 15 – 16‑летние юноши! Такой искренности в ее беспримесном виде уже не бывает у маститых, зрелых звезд.

Детский вокальный конкурс при этом, пожалуй, куда более сложен для обсуждения и выявления лучших. Когда видишь слезы на глазах девочки, по ее мнению, несправедливо оставленной без награды, тогда думаешь, а стоит ли эта игра свеч? Но, ради будущего, — стоит. Хотя опять же опыт наблюдения показывает, что далеко не каждый победивший и восхитивший «высокое экспертное жюри» в юном возрасте получает достойное продолжение и развитие карьеры. Ибо после восторгов и умиления «очаровательным голоском» и юношескими порывами дальше этим юным предстоит путь сложный и тернистый. Он потребует полной самоотдачи сцене, коль скоро речь идет о самом хрупком и от всего зависимом инструменте — голосе.

У конкурса юных вокалистов существуют три возрастные группы — младшая, средняя и старшая. В них возникают свои градации оценивания, они отличаются по уровням сложности и программы. У совсем юных главная задача — показать голосок в максимально комфортных музыкальных условиях, будь то песенка из мультфильма или несложная песня академического композитора, какие есть, скажем, в детских циклах Шумана или Чайковского. Рекомендованная продолжительность программы — 8 минут. Здесь эмоций у исполнителей, как правило, хоть отбавляй, и членам жюри порой трудно избавиться от сентиментальных чувств, умиления и сохранять строгость.

Первую премию (40 тысяч рублей) получила 10‑летняя Елизавета Архипова из Балашихи, продемонстрировав выдержку, деликатность и вкус и в «Птичке» Чайковского, и в песне Забавы из «Летучего корабля» Дунаевского. 

К средней группе прислушиваются уже внимательнее, у многих юношей голос звучит еще в детском, домутационном, регистре, интерпретация должна быть уже более осознанной. Здесь первая премия досталась 14‑летнему Семену Штепе из Белгорода, который привлек ровностью выучки растущего голоса, сумевшего провести без потерь и «Ноктюрн без луны» Анци, и «Песнь ямщика» Гурилева. Хавва Гасанова из Тулы в «Альпийской пастушке» Россини и Сонна Мнацаканян из Красногорска в «Птичке» Дюбюка и «Принцессе» Грига восхитили своими голосами интонационной экспрессией и идеальным чувством формы.

Немного странно было узнать, что Михаил Бугаев с его красивым и ровно выстроенным голосом, необыкновенно выразительной интерпретацией, очень романтической, местами будто даже «неотмирной», остался лишь дипломантом, но тут уже в силу вступали вопросы вкуса, опыта и пристрастий жюри. Тут уровень участников обнадежил большим количеством толковых, образованных вокалистов, обнаруживших интеллект и амбиции больших музыкантов. После триумфа мультяшного репертуара в первой группе здесь эксперты радовались, слушая «классику, проверенную временем», там были и Рахманинов, и Шуман, и Григ, и Балакирев, и Римский-Корсаков, и Векерлен. Чувствовалось, что педагоги в этой возрастной группе, обрадовавшись внезапно выросшим и окрепшим своим подопечным, не боялись рискнуть и дать им серьезный репертуар. И уровень этой же группы дал понять, как велика работа, которую ведет Культурный центр Елены Образцовой, несколько раз в год устраивающий образовательные проекты и курирующий деятельность детских вокальных педагогов в регионах.

К старшей группе (15 – 17 лет) у жюри внимание было повышенное, ибо здесь собраны кандидаты в главный взрослый конкурс Елены Образцовой. У юношей уже определяются тембры, меняются диапазоны, открываются новые возможности, у девушек голоса становятся похожи на бутоны роскошных цветов, чарующих тембральными ароматами. Здесь ни у кого сомнений не было, что к победе с самого начала идет 17‑летний Камиль Калимуллин из Уфы. После исполнения им арии Фигаро про «мальчика резвого, кудрявого, влюбленного» из «Свадьбы Фигаро» Моцарта подумалось, как было бы здорово услышать какую‑нибудь несложную оперу целиком в исполнении лауреатов конкурса. Вот уж где проверится потенциал и все способности разом!

Бесспорной стала и первая премия для 17‑летней Дарьи Дурыниной из Архангельска, которая осчастливила искушенных меломанов голосом с тщательно и искусно проявленным тембром, красотой и аристократизмом слова в разнообразном репертуаре — от Боккерини до Масканьи и Римского-Корсакова. 17‑летняя Дарья Пушкина из Омска своим еще нежным, но уже волевым меццо-сопрано отважно исполнила песенку Орсини из «Лукреции Борджиа» Доницетти. А 17‑летнюю Марию Царикову после баллады Оскара из «Бала-маскарада» Верди, представленной во всем блеске стиля, можно было бы смело рекомендовать в самый серьезный большой оперный театр.


#опера #конкурс #певец

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7713) от 26.07.2024 под заголовком «Детство и юность оперы».


Комментарии