«Петляющий» трамвай. Как в Выборге появился этот общественный транспорт

Начало XX века, как известно, было временем расцвета электрического трамвая. Крупные города России обзаводились им один за другим: в 1892 году — Киев, в 1899‑м — Москва, в 1907‑м — Петербург. Не отставала и Финляндия, на правах автономии в ту пору входившая в состав империи.

«Петляющий» трамвай. Как в Выборге появился этот общественный транспорт | Трамвай у Выборгского замка сворачивает на Екатерининскую улицу (Катариинанкату) — нынешнюю Крепостную. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора

Трамвай у Выборгского замка сворачивает на Екатерининскую улицу (Катариинанкату) — нынешнюю Крепостную. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора

В великом княжестве первый электрический трамвай появился в Гельсингфорсе в 1900 году. Через восемь лет обзавелся трамваем второй по величине город Финляндии Або (Турку). Финские муниципалитеты ориентировались в первую очередь на опыт Германии и Швеции, поэтому приглашали фирмы из этих стран. В целях экономии линии строили узкоколейные (как, впрочем, и во многих городах России).

В Выборге, тогда третьем по величине городе Финляндии, тоже задумались о запуске трамвая. Здесь, однако, была своя специфика. Первая электростанция появилась в городе еще в 1888 году, к началу ХХ столетия удовлетворять его нуждам она уже не могла. Но владевшая ею местная компания была не в состоянии осуществить реконструкцию. Так что до появления трамвая нужно было разобраться с электрифика­цией города.

Строго говоря, история выборгского трамвая началась в 1910 году, за два года до начала движения, когда городские власти заключили контракт с немецкой фирмой AEG, субподрядчиком которой выступила шведская компания ASEA. Активное строительство трамвайного пути и сопутствующей инфраструктуры началось весной 1912 года.

Задача была непростая. Возникали и технические проблемы, связанные со сложным рельефом местности в старой части города, и организационные: если на укладку пути наняли эстонских рабочих, уже имевших опыт по строительству трамвая в Гельсингфорсе и владевших шведским языком, то на земляные и каменные работы — русских жителей Выборга. Так что шведским инженерам пришлось учить новый для себя язык.

Случались и совсем неожиданные трудности. При прокладке пути у здания офицерского собрания была произведена выемка грунта. Какому‑то офицеру, вероятно, не понравилось, что дорога разрыта, и он приказал роте солдат засыпать только что сделанную траншею, а затем еще и маршировать туда-сюда, чтобы как следует все утрамбовать. Строителям не оставалось ничего иного, как на следующий день начать все заново.

Первая линия шла из района Папула, пересекала по виадуку железную дорогу, проходила мимо вокзала и шла далее по Александровской и Торкельской улицам (ныне Ленинградский проспект и проспект Ленина) к Рыночной площади. Здесь линия становилась одноколейной (узкие улицы города просто не могли вместить две колеи) и образовывала петлю: трамваи шли по Северному Валу к площади Старой Ратуши, а оттуда возвращались уже по Екатерининской (ныне Крепостной) улице обратно на Рыночную площадь.

Летом 1912 года началась обкатка первых вагонов. А первый состав с пассажирами отправился 27 сентября. Как сообщала газета Wiborgs Nyheter, «в первом вагоне восседали отцы города, а во втором — их язвительные критики». Для широкой публики трамвайное движение было открыто на следующий день.

В передовице эта же газета отмечала всю важность события. «Сей день неспроста хочется назвать историческим для нашего города, ведь он означает, что расстояния меж нами сократились, что общество готово преодолеть свои прежние границы… первый сигнал трамвая уже ознаменовал начало нового, более значимого Выборга» (перевод со шведского цитируется по книге Пера Рикхедена «Выборгский трамвай»).

«Язвительным критикам» отцов города не по душе было одно. По условиям договора, трамвайное предприятие оставалось собственностью немецкой компании, хотя город и оставлял за собой право выкупа. Но когда в 1930‑х он решил этим правом воспользоваться, пришлось четыре года судиться, прежде чем удалось достичь желаемого…

В том же 1912 году были открыты еще два маршрута. Сразу же появились планы и по дальнейшему расширению сети, но помешала Первая мировая война. Так что новые линии проложили только в 1920 — 1930‑х годах.

В первые годы эксплуатации трамвая серьезных происшествий практически не было. Но 15 сентября 1920 года в Выборге произошла одна из самых серьезных трамвайных катастроф в истории Финляндии. Вагоны, двигавшиеся по крутому спуску на Крепостной улице, набрали слишком большую скорость и сошли с рельсов на повороте к Рыночной площади. Моторный вагон по инерции продолжил движение, врезался в столб и опрокинулся. Погибли пять человек (в том числе вагоновожатый), не менее десяти пострадали.

Тем, кто был в прицепном вагоне, повезло больше: его лишь развернуло поперек улицы. Произошло это буквально в нескольких шагах от того места, где сейчас установлен памятник выборгскому трамваю.

Трижды его движение надолго останавливалось: в 1939, 1941 и 1944 годах. Но каждый раз трамвай оживал, хотя от боевых действий существенно страдали и инфраструктура, и подвижной состав.

Закрылось же трамвайное движение только в 1957 году, причем по вполне мирным причинам. Предприятие приносило большой убыток, хозяйство было изношенным и требовало капитальной реконструкции. К тому же на узких улицах трамвай мешал возросшему движению автотранспорта.

Оставшиеся без дела вагоны (это были уже более современные модели, произведенные после войны в ГДР) передали в Калининград и Пятигорск. Вскоре с мостовых исчезли и рельсы. До наших дней сохранились здания трамвайных депо. А внимательный взгляд обнаружит в разных местах города и отдельные элементы бывшей контактной сети.

И, конечно, есть уже упомянутый памятник, открытый в 2018 году в крошечном треугольном сквере между современными Пионерской улицей и Банковским проездом.

Памятник этот не просто туристическая достопримечательность. Он, что бывает далеко не всегда, вполне историчен. Макет вагона выполнен по старым чертежам и документальным материалам. Именно такие вагончики фирмы ASEA впервые побежали 110 лет назад по улицам Выборга. В том числе и по нынешней Пионерской. А установлен он на подлинных рельсах, которые сохранялись до нашего времени в бывшем здании трамвайного депо.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#трамвай #история #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7295) от 11.11.2022 под заголовком ««Петляющий» трамвай».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».