Стальные магистрали. Как создавалась рельсовая история Российской империи

В юбилей самое время вспомнить о том, как зарождалась отечественная железная дорога.

Стальные магистрали. Как создавалась рельсовая история Российской империи | Экспонаты локомотивов. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Экспонаты локомотивов. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В августе 1834 года по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала. Вернувшись в Петербург, он подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог в России. В ней, в частности, австриец писал: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

В то время шла острая полемика между сторонниками и скептиками создания стальных магистралей в России. Царь слушал, вникал…

И только в 1836 году (как раз в то время, когда списывали в утиль легендарный паровоз Черепановых, собранный под Нижним Тагилом) император высочайшею волею изрек: «Железным дорогам общего пользования в России быть!». Чтобы рассеять сомнения относительно возможности эксплуатировать железные дороги в зимних условиях, было дозволено строить линию не из Петербурга в Москву, а из столицы в Царское Село и далее до Павловска.

Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года (11 ноября по новому стилю). Загородный проспект и Семеновский плац были заполнены жителями столицы. В помещении только что выстроенного деревянного вокзала собрались гости, в том числе представители дипломатического корпуса.

По приглашению правления акционерного общества (на средства которого строилась дорога) все расселись на свои места. В 12.45 по сигналу станционного колокола восьмивагонный состав плавно отошел от перрона. Вел поезд паровоз «Проворный», построенный в Англии на заводе «Р. Стефенсон и Ко». Его машинистом был сам Франц ­Герстнер. Через 35 минут под громкие аплодисменты и крики встречающих «Ура!» он доставил поезд в Царское Село.

На обратном пути, желая доказать все возможности же­лезной дороги и паровоза, Герст­нер ­несся со средней скоростью 51 км/час, а временами она превышала 63 км/час. В итоге до Петербурга состав домчался за 27 минут.

На следующий день корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» с восторгом и удивлением писал: «Шестьдесят верст в час страшно подумать. Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь пышет огненною пеной, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне, какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».

22 мая 1838 года открылось движение до Павловска. Небольшое — протяженностью 26 километров — путешествие стало началом истории железнодорожного транспорта в России.

За 185 лет своего существования стальные магистрали выдержали многое: разруху, восстановление, перестройку нашего государства. Сегодня эксплуатационная протяженность железной дороги — более 85 тыс. км, почти половина линий (42,3 тыс. км) электрифицирована. Самой протяженной — 10 300 км — является Октябрьская железная дорога.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #железная дорога #строительство #Российская империя

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7289) от 02.11.2022 под заголовком «Рельсовая история».


Комментарии