Петербургский Большой театр. Его перестройку позднее назовут «крупнейшей порчей»

Мельком посмотрев на иллюстрацию, кто‑то, возможно, воскликнет: «Так ведь это же Москва, Большой театр!..». Действительно, здания главных театров в обеих столицах были похожи друг на друга. Вот только Большой театр в Первопрестольной сохранился практически в первозданном виде, а его петербургский «собрат», располагавшийся на Театральной площади, еще в конце XIX века был перестроен и превратился в Консерваторию.

Петербургский Большой театр. Его перестройку позднее назовут «крупнейшей порчей» | Художник и искусствовед Александр Бенуа запечатлел столичный Большой театр за несколько лет до его перестройки, в 1885 году./Репродукция. ФОТО автора

Художник и искусствовед Александр Бенуа запечатлел столичный Большой театр за несколько лет до его перестройки, в 1885 году./Репродукция. ФОТО автора

Поначалу он носил имя Большого Каменного театра. Его начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. На той стройке архитектору не повезло: он упал с лесов, сильно ушибся и не смог продолжать руководить работами. Екатерина II поручила создать новый проект немецкому зодчему Филиппу Тишбейну. Театр открылся в 1783 году и вмещал две тысячи зрителей.

В 1802 году Александр I предложил архитектору Тома де Томону увеличить постройку и заново ее отделать. Все работы были выполнены за восемь месяцев. Но в 1811‑м театр постигла беда: он пострадал от пожара. Здание надо было восстанавливать. Тома де Томон начал тщательное обследование повреждений. И надо же такому случиться — с ним произошло то же, что и с Ринальди: он упал с большой высоты. Травмы оказались смертельными…

Работы по восстановлению продолжил архитектор Антон Модюи. В 1818 году театр открыл двери перед первыми зрителями, и они увидели новую великолепную отделку зала: малиновая обивка кресел сменилась голубым бархатом.

Очередные усовершенствования Большой пережил в 1835 году. Архитектор Альберт Кавос увеличил число лож и кресел, добавил еще один ярус и все ярусы украсил резьбой. Театр стал вмещать три тысячи зрителей. Его открыла опера Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Петербургский Большой считался в Европе образцом театрального здания. С двух сторон аттика возвышались мраморные статуи Дианы и матери бога Аполлона Латоны, фронтон украшала статуя Минервы из каррарского мрамора, в одной руке она держала металлическое копье, служившее громоотводом, в другой — щит с надписью «Бодрствуя, покоюсь».

На его сцене творили выдающие­ся мастера. Шарль Дидло, а потом и Мариус Петипа ставили своей целью сделать императорский балет лучшим в мире. Зрителей покоряли танцы «блистательной, полувоздушной» Евдокии Истоминой, Марии Тальони, Фанни Эйс­лер, они наслаждались голосами Полины Виардо и Адалины Патти.

В 1842 году начало плеяде русских классических опер положила постановка «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки. Джузеппе Верди специально для Большого театра написал оперу «Сила судьбы», представленную зрителям в 1862 году.

То, что Большой Каменный театр был одним из самых знаменитых зданий столицы, не спасло его от закрытия. Путеводитель по Петербургу, изданный в 1885 году, сообщал: «Дело в том, что пос­ледовавшие в последние годы катастрофы во время пожаров в театрах обратили внимание на устройство Большого театра, и по исследовании его особыми комиссиями он был найден крайне опасным в пожарном отношении (много дерева, узкие выходы и лестницы), вследствие чего предположение его переустройства близко к осуществлению».

Последней оперой, поставленной в театре, стала «Кармен». В 1886‑м здание было передано Русскому музыкальному обществу. Его решено было не разбирать, а только убрать портик и переделать стены, перестроив под консерваторию.

Далеко не всем петербуржцам оказалась по душе такая метаморфоза. Искусствовед Георгий Лукомский в своей книге «Старый Петербург» называл перестройку Большого Каменного театра «крупнейшей порчей Петербурга». Он отмечал: «Огромный, внушительный портик главного фасада, благородные, ритмические боковые — почти вся масса здания рухнула для того, чтобы сохранились только основные стены, в которых устроили, добавив к ним с полдюжины фасадов, консерваторию».

Впрочем, прошли годы, и облик Консерватории на Театральной площади стал привычной частью старого Петербурга.


#театр #здание #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7571) от 22.12.2023 под заголовком «Петербургский Большой».


Комментарии