Петь по-русски. Как Фелия Литвин покорила петербургскую сцену

Широко известна биография «русского француза» Мариуса Петипа, который трудился в русском театре, дружил с русскими композиторами, создавал лучшие русские балеты, идущие ныне на многих сценах мира... А в жизни не менее знаменитой в ту пору артистки, певицы и педагога Фелии Литвин все было в точности до наоборот. И сегодня о ней уже мало кто вспоминает.

Петь по-русски. Как Фелия Литвин покорила петербургскую сцену | Современники отмечали внушительные габариты Фелии Литвин и вместе с этим ее удивительную грацию. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Современники отмечали внушительные габариты Фелии Литвин и вместе с этим ее удивительную грацию. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Родилась она в Петербурге в 1860 году в семье краснодеревщиков Шютцев, выходцев из Германии, в одном из домов на Театральной площади, позднее снесенном при реконструкции Большого Каменного театра для здания Консерватории. При крещении (в петербургском католическом храме Св. Станислава) получила имя Франсуаза Жанна Шютц. Выйдя замуж, стала Литвиновой, а после развода выступала под псевдонимом Фелия Литвин. Говорила она только по-французски (как с матерью-канадкой), иногда по-немецки (как с отцом), а пела на итальянском, немецком, французском языках.

Музыка постоянно звучала в доме: отец был прекрасным пианистом-любителем, мать и сестра чудесно пели. Но главным «богом» девочки был театр, подъезд которого находился очень близко к окнам Шютцев, и будущая звезда оперы проводила целые часы, наблюдая чарующую театральную жизнь.

С 16 лет Фелия начала выступать в опере. В то время она была с семьей за границей: в Италии, Швейцарии, Франции; исполнила сотни партий в самых разных спектаклях, ныне совершенно забытых.

Обладая невероятно красивым голосом, яркой внешностью и огромным трудолюбием, Литвин быстро стала знаменитой и начала выступать в лучших театрах мира. Вершиной стало ее участие в работе над оперой Ж. Массне «Иродиада», а самыми знаменитыми стали главные женские роли в операх Р. Вагнера.

В 1890 году Фелия Литвин была приглашена на гастроли в Россию. Она дебютировала в Москве, в партии Валентины в «Гугенотах», затем пела в «Африканке» Мейербера, «Фаусте» Гуно и «Юдифи» А. Серова. И если в Москве ее спектакли прошли хоть и блистательно, но без особых всплесков, то в Петербурге энергичная и неутомимая певица решила все-таки петь русские оперы на родном языке. Этим она вызвала огромный интерес избалованных, нередко предвзятых петербургских меломанов.

Знаковыми стали для нее две роли: Наташи в опере «Русалка» А. Даргомыжского и Юдифи в одноименной опере А. Серова, которые она исполняла в Мариинском театре в Петербурге в феврале-марте 1891 года.

Наташа давалась Фелии Литвин очень трудно. Времени до спектакля было мало, и, как певица ни старалась, как много ни трудилась над произношением, результата не получилось. Публика с прессой тут же раскритиковали певицу за плохое знание языка.

Но не такова была Фелия Литвин, чтобы отступать. Уже через несколько постановок ее речь и артикуляция значительно улучшились, и Фелия - Наташа полюбилась искушенной петербургской публике. Артистка продолжала совершенствовать свое исполнение и много лет спустя, выступив в «Русалке» вместе с Ф. Шаляпиным, одержала блистательную победу.

А последующее за «Русалкой» исполнение сложнейшей вокальной партии Юдифи на русском языке сразу обернулось для Фелии Литвин подлинным триумфом. Обладавшая необыкновенно большим диапазоном и техникой, удивительной силой голоса и разнообразием тембра, Фелия Литвин, спев эту партию, стала лучшей русской Юдифью своего времени.

Вспоминая об этом много лет спустя, критик Эдуард Старк писал: «Уж и пела же она ее!.. Фраза «У вечерней зари я возьму алый блеск» произносилась так, что, казалось, вот Юдифь уже вся озарена этим алым блеском, точно закутана в волнующееся алое покрывало. А при следующих словах на более высоких нотах «Я у солнца возьму золотые лучи» вся фигура Юдифи точно вырастала, и мнилось, что золотые лучи сияющей диадемой обвили ее голову...».

В 1903 году Фелия Литвин была удостоена звания Солистки Его Императорского Величества, и вплоть до начала Первой мировой войны она периодически выступала в России, большей частью в Петербурге, где, между прочим, записала несколько пластинок.

Уехав во Францию, она покинула сцену в 1915 году, преподавала в консерватории Фонтенбло, была награждена орденом Почетного легиона. Примечательно, что в 1917 году в Гранд-опера она еще один раз вышла на сцену в роли Юдифи - на этот раз в опере Арманды де Палиньяк, которую сама и поставила. Пела она уже по-французски. Умерла Фелия Литвин в 1936 году, была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез.

 

#артисты #история #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (6509) от 23.08.2019 под заголовком «Петь по-русски».


Комментарии