Первый Брестский мир

Знаменитый Брестский мир, заключенный в начале марта 1918 года Советской Россией с Германией и Австро-Венгрией, вошел в историю как «позорный» и «капитулянтский». Однако мало кому известно, что почти за месяц до этого, 9 февраля 1918 года (здесь и далее все даты по новому стилю), был заключен другой Брестский мир - между Германией и... украинской Центральной радой. И он дал повод немцам начать военное вторжение на Украину и в Россию. Об этом мы беседуем с исследователем, изучающим политическую историю Украины времен Гражданской войны, Стефаном МАШКЕВИЧЕМ.

Первый Брестский мир | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

- Стефан Владимирович, в каком качестве Украина заключала мир с Германией? Разве тогда она имела статус независимого государства?

- Совершенно правильные вопросы. Однако, чтобы ответить на них, придется хотя бы кратко отмотать историю назад, когда в Киеве в первые дни Февральской революции 1917 года была создана Центральная рада. Ведь именно она потом стала стороной, заключившей Брестский мир Украины с Германией и Австро-Венгрией.

Возникла рада практически на пустом месте, когда реальная власть была у органов Временного правительства - губернских комиссариатов. Она появилась как некий политический клуб проукраински настроенных сил. Никаких полномочий у нее изначально не было, но постепенно она мелкими шагами перетянула «одеяло» власти на себя.

Одним из таких шагов стал состоявшийся в апреле 1917 года Всеукраинский национальный съезд, участники которого попытались определиться, чего требовать от Петрограда. На этом съезде Центральная рада была сформирована уже официально. Основное требование, которое рада выдвинула и с того времени стала продвигать, - автономия Украины.

- Интересно, в каких границах?

- Рада претендовала на включение в состав «автономной Украины» девяти губерний бывшей Российской империи: Киевской, Подольской, Волынской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской (включавшей Донбасс), Херсонской и Таврической (без Крыма). О Западной Украине речи вообще не было, поскольку она тогда была частью Австро-Венгрии.

Временное правительство более-менее соглашалось, что в Украину может войти пять первых из перечисленных губерний. Однако единства не было: кадеты считали, что никакой речи об автономии Украины до Учредительного собрания быть не может, социалисты - что вопрос может обсуждаться и до того. Керенский вообще подыгрывал Центральной раде, заявляя, что он федералист.

- Какие же полномочия были тогда у Центральной рады? Кто ей подчинялся?

- Декларативно она шла к тому, чтобы объявить себя национальным парламентом. Но фактически летом 1917 года ее решения носили сугубо рекомендательный характер.

В самом Киеве власть принадлежала городской думе. В июле 1917 года на выборах в нее победили социалисты. Второе место заняли украинские эсеры и социал-демократы. Третье - «блок русских избирателей» во главе с известным монархистом редактором газеты «Киевлянин» Василием Шульгиным (в терминологии их оппонентов - «черносотенцы»). Вообще Киев в то время был практически русским городом, говорил почти только на русском с примесью того, что тогда называли «малороссийским наречием»...

Осенью 1917-го в Киеве стало жарко. Активизировались местные большевики: их было немного, они были не очень влиятельны, но весьма активны. В середине октября в Киеве, как и в Петрограде, они создали Военно-революционный комитет, причем настолько засекреченный, что мы до сих пор не знаем всех имен его членов.

В современной украинской историографии распространено утверждение, что, после того как большевики взяли власть в Петрограде, Центральная рада сразу же осудила совершенный ими переворот. На самом деле не совсем так. Полтора дня она обсуждала: осудить, поддержать, занять нейтралитет? И в конце концов осудила (причем не единогласно) большевиков на том основании, что, дескать, они взяли власть единолично, хотя она должна была бы перейти в руки всей «революционной демократии».

А затем, 11 ноября, начался вооруженный мятеж, поднятый киевскими большевиками. Буквально на следующий день его подавили войска, подчинявшиеся штабу местного военного округа, которые были еще верны Временному правительству (хотя его самого уже не существовало). Зачинщиков арестовали, но запасной штаб большевиков добыл еще оружия, и те, кто остался на свободе, продолжили восстание. В Киеве произошли первые серьезные уличные бои. Большевики пересилили штаб округа, но взять город под контроль не смогли.

Обе стороны оказались обескровлены, Центральная же рада «отсиделась» в стороне и в результате вышла победителем. 20 ноября она приняла «Третий универсал», которым была провозглашена Украинская народная республика - пока еще в составе России: как говорилось, «не отделяясь от всей России, сохраняя федеративную связь».

- У петроградских большевиков наверняка были свои соображения на этот счет?

- Конечно. Именно с этого момента петроградско-киевский, или российско-украинский, конфликт начинает развиваться по нарастающей. Важной точкой, после которой он перерос в вооруженное противостояние, стал ультиматум Совнаркома Центральной раде, предъявленный 17 декабря 1917 года. Первое требование - пропускать через территорию Украины вооруженные силы большевиков на Дон для борьбы с Калединым: для Совнаркома проблема формирования Белого движения на юге была более серьезной, чем проблема украинского сепаратизма. Второе - не разоружать части, поддерживавшие большевиков.

Центральная рада ультиматум категорически отвергла. А в нем, между прочим, говорилось, что если в течение 48 часов не будет дан положительный ответ, Совнарком будет считать себя в состоянии войны с Центральной радой. Так и случилось. С этого момента началось наступление большевистских частей на Украину. Красной армии тогда еще не было - декрет о ее создании был принят только в конце января 1918 года, но существовали большевистски настроенные войска - так называемые Первая и Вторая революционные армии.

Они были не очень многочисленны - не более десяти тысяч человек. Но защитников Киева оказалось еще меньше. Некоторые из тех, на кого рассчитывала Центральная рада, доверия не оправдали. Например, украинский полк имени Шевченко, который мог бы выйти на фронт против большевиков, сначала объявил о нейтралитете, а потом - осторожно - о поддержке советской власти.

Ситуация усугубилась 28 января 1918 года, когда в самом Киеве вспыхнул мятеж на заводе «Арсенал», который вошел в историю как «январское восстание» в поддержку советской власти. Кстати, киевские большевики еще в декабре уехали из Киева в Харьков, где образовали правительство. Свою республику - в пику Киеву - они назвали точно так же: Украинская народная, затем они переименовали ее в Советскую социалистическую. Кстати, именно отсюда проистекает то обстоятельство, что Харьков, а не Киев, с 1919-го по 1934 год был столицей Советской Украины.

Центральная рада смогла собрать силы, чтобы подавить восстание в Киеве. Согласно советской историографии, утопила его в крови. Думаю, что число расстрелянных полторы тысячи сильно преувеличено, хотя сам факт массовых казней практически не оспаривается. Именно эти расстрелы явились поводом для Михаила Муравьева, командовавшего большевистскими войсками, наступавшими на Киев, объявить: «Мы идем огнем и мечом устанавливать советскую власть... Я мог бы остановить порыв мести, но не нужно было этого делать, потому что наш девиз - быть беспощадными».

- В сегодняшней официальной украинской историографии важнейшим событием того времени представлен бой у станции Круты, в ходе которого студенты и гимназисты погибли, пожертвовав собой. Там даже созданы мемориал и музей...

- На самом деле тот бой был незначительным эпизодом. Участвовали в нем несколько сотен человек с каждой стороны. Небольшой отряд из Киева, в основном из студентов, попытался сопротивляться наступавшим большевикам. Силы были неравны, студентов просто смели: кого убили, кого взяли в плен. Далеко не всех, кстати, расстреляли, некоторых вообще потом отпустили.

Более того, в историографии укоренилась неправильная дата этого события. Считалось, что оно произошло 29 января 1918 года. На самом деле, как совсем недавно установлено исследователями по документам, — 30 января. 

8 февраля войска большевиков с боем взяли город. Центральная рада бежала в Житомир. Большевики действительно отомстили за подавление январского восстания: расстреливали в Киеве чуть ли не всех офицеров, кто попадался под руку, а также прочих граждан - только за предъявление красных удостоверений, выданных Центральной радой. По поводу количества расстрелянных большевиками есть разные версии, но наиболее правдоподобное число - полторы-две тысячи человек.

Однако продержались большевики в Киеве всего три недели - им на смену пришли немцы, которых «призвала» Центральная рада. Еще 22 января, за несколько дней до бегства из Киева, она приняла «Четвертый универсал» - о независимости, реально объявленный в ночь на 25 января. Его мотивацией было взаимное желание Украины, с одной стороны, и Австрии с Германией, с другой, заключить мир. Но, чтобы центральные державы могли это сделать, им нужно было сесть за стол переговоров с независимым государством, хотя бы и существовавшим только на бумаге.

- Каковы же были условия «украинского» Брестского мира?

- Немцы обязывались прекратить военные действия на территории Украины, а Центральная рада - накормить Германию и Австрию, то есть поставлять им продовольствие в значительных количествах. В Австрии в это время был уже настоящий голод, в Германии ситуация была немногим лучше. Для этих стран то был «хлебный мир» - под таким названием он там и вошел в историю.

Если посмотреть текст договора, то большую его часть занимают именно экономические условия торговли Украины с центральными державами: сколько продовольствия поставлять, по каким ценам и так далее.

Вскоре после заключения мира, 18 февраля, Германия начала военное вторжение на Украину и в Россию. Четкого плана, где остановиться, у наступавших, насколько известно, не было. Конечно, вмешательство было непосредственно инспирировано мирным договором с Центральной радой. Дескать, мы с вами теперь друзья, и вам надо помочь - освободить от большевиков. Хотя самим договором это не предусматривалось!

Как восприняли события в Петрограде? Естественно, негативно. Совнарком вел с немцами свою игру, затягивая переговоры и тщетно ожидая скорой мировой революции. В декабре 1917 года Совнарком заключил с немцами перемирие, а сразу же после «украинского Бреста» те выдвинули ультиматум: принять германские условия с отказом от прибалтийских областей до линии Нарва - Псков - Двинск. Троцкий в ответ выдвинул лозунг «Ни войны, ни мира»: мир не подписываем, войну прекращаем, а армию демобилизуем.

В результате во второй половине февраля 1918-го немцы дошли до Нарвы. Именно тогда, 21 февраля, появился ленинский лозунг «Социалистическое отечество в опасности». Но, чтобы воевать против немцев, у большевиков просто не было сил: боеспособной Красной армии еще не существовало. Именно поэтому 3 марта большевики заключили свой Брестский мир. Как потом справедливо говорил Ленин, «позорный», «капитулянтский», но другого варианта просто не было.

#Брестский мир #Украина #Россия

Комментарии