Первая выставка художников-фронтовиков была открыта 16 мая 1943 года

«Проходя по залам и осматривая работы молодых художников, они воскрешают в памяти героический путь своих частей и подразделений, узнают лица боевых товарищей, вспоминают пережитое».

Первая выставка художников-фронтовиков была открыта 16 мая 1943 года | Фигура летчика-штурмовика Николая Свитенко, автором которой был Борис Шалютин/Репродукция. ФОТО автора

Фигура летчика-штурмовика Николая Свитенко, автором которой был Борис Шалютин/Репродукция. ФОТО автора

Инициатором выставки был известный в ту пору художник Анатолий Яр-Кравченко. Впоследствии он вспоминал, что в начале 1943 года у него состоялся разговор с генерал-майором Кириллом Куликом — начальником Политуправления Ленинградского фронта.

«Я рассказал генералу о том, что у нас на Ленинградском фронте есть много художников, — отмечал Яр-Кравченко. — Со многими из них я учился в Академии художеств, а потом почти в каждом подразделении встречаются и талантливые самоучки. Все они наряду с выполнением своего прямого воинского долга делают в свободное время зарисовки, плакаты, карикатуры, и никто почему‑то не подумает, что их творчество можно взять на вооружение».

Идея пришлась по душе, и Полит­управление Ленфронта решило провести выставку художников-фронтовиков. Члены выставочного комитета разъехались по армиям Ленфронта, было собрано около 1800 произведений, из которых для выставки отобрали 412.

После ее торжественного открытия газета Ленинградского фронта «На страже Родины» сообщала: «Живописные композиции, акварели, пастель, рисунки, наброски, гравюры, офорты, автолитографии и скульптуры ярко отражают жизнь фронта и героические боевые дела славных защитников Ленинграда. В выставке приняли участие более 30 фронтовых художников и скульп­торов… Выставка ярко отражает историю обороны Ленинграда от первых дней войны до славных январских боев 1943 года».

Эти слова подхватывала «Ленправда»: «Хороший рисунок, правдивый набросок, умело схваченная и запечатленная на картине деталь фронтового быта — все это документы ленинградской обороны, к которым не раз будет обращаться будущий историк нашего великого времени».

На выставке были представлены работы как профессионалов, например, учеников художника Исаака Бродского — Юрия Непринцева, Николая Тимкова, так и творческой молодежи, ушедшей на фронт с младших курсов Академии художеств. Были и произведения самодеятельных живописцев.

В центре внимания посетителей выставки был ставший впоследствии очень известным портрет четырехлетнего мальчика Гени Микулинаса, пострадавшего при артобстреле. Его автором был Александр Харшак — ученик знаменитого Ивана Билибина.

Борис Шалютин представил на ­выставку работу, ставшую одним из ее символов. Это была статуя легендарного летчика-штурмовика Николая Свитенко, которому в феврале 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Шалютин в 1930 году окончил Академию художеств, стал профессиональным скульптором. В 1942 году семью эвакуировали на Урал, где скульптор стал председателем отделения Союза художников. В 1943 году для создания агитационных барельефов и плакатов он отправился в Москву и добился пропуска в блокадный Ленинград.

Фигуру Николая Свитенко скульп­тор вылепил из пластилина, как основу для будущей большой работы, и получил от него фото с надписью: «Дорогому Борису от летчика». Увы, творческим планам не суждено было сбыться. Борис Шалютин погиб во время артобстрела 1 мая 1943 года, когда один из снарядов попал в трамвайную остановку у «Гостиного двора»…

В память о Шалютине была выпущена почтовая карточка с изображением скульптуры, а ее репродукция украсила обложку каталога первой выставки художников-фронтовиков, выпущенного в июле 1943 года. Составила его старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Фомичева, вступительную статью написал начальник агитвзвода при Политуправлении Ленфронта Борис Бродянский, а репродукции выполнил фотограф Сергей Гасилов.

«Потрет героя, батальная композиция, газетный рисунок, политическая сатира, живописный лозунг, плакат и лубок — это сильное, гибкое средство воздействия на чувство зрителя, — указывал Бродянский. — Нет сомнения: в решающих схватках с врагом оружие изобразительного искусства найдет себе еще более широкое и всестороннее применение, чем на предыдущих этапах войны. Вот почему Первую выставку художников-фронтовиков Ленинградского фронта можно и должно считать смотром действующего в боях изобразительного искусства, проверкой его боевой готовности».

В ноябре 1943 года эта выставка переехала в Москву и была открыта в Центральном доме Красной армии — и снова под названием Первая. А в Ленинграде прошло еще две выставки художников-фронтовиков: летом 1944 года в Русском музее, в июне 1945 года — в Академии художеств…

Сегодня часть экспонатов первой экспозиции находится в собрании Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. То, что именно они были представлены на выставке, подтверждает уже упомянутый выше каталог. Речь о фронтовых рисунках Александра Харшака и Льва Коростышевского, предназначавшихся для фронтовых газет «Удар по врагу» и «Знамя Победы». Они запечатлели образы фронтовиков — чаще всего рядовых бойцов и командиров 23‑й и 42‑й армий. Куда разошлись остальные работы — увы, до сих пор неизвестно.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.


Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#выставка #война #герои #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7456) от 13.07.2023 под заголовком «Документы ленинградской обороны. Первая выставка художников-фронтовиков была открыта 16 мая 1943 года».


Комментарии