Переправа на Большую землю. Как Николай Наринян получил звание Героя Социалистического Труда

Экскурсанты нередко удивляются, когда на воинской площадке Казанского кладбища в Пушкине рядом с памятниками, посвященными Героям Советского Союза, видят стелу с барельефом Героя Социалистического Труда. Что же такое надо было совершить в 1943 году, чтобы быть удостоенным такого звания?

Переправа на Большую землю. Как Николай Наринян получил звание Героя Социалистического Труда | Николай Наринян с внуками, фото 1960‑х годов. / Репродукция. ФОТО Галины ГРУЗДЕВОЙ

Николай Наринян с внуками, фото 1960‑х годов. / Репродукция. ФОТО Галины ГРУЗДЕВОЙ

Имя инженера-мостовика Николая Артемовича Нариняна не самое известное в летописи битвы за Ленинград. Герой нашего повествования был родом из Нагорного Карабаха. Окончил техникум путей сообщения в Тифлисе, по направлению прибыл в Ленинград в управление Северо-Западной дороги. Потом получил образование в Ленинградском институте инженеров путей сообщения, занимался железнодорожным строительством.

Всю Великую Отечественную ­войну он служил в созданном 27 июня 1941 года головном ремонтно-восстановительном поезде № 3 (ГОРЕМ-3) Наркомата путей сообщения, прошел путь от старшего лейтенанта до подполковника.

Попадать приходилось в самые тяжелые ситуации. Летом 1941 года в расположение войск Красной армии в районе Кексгольма (ныне Приозерск) он вывел с боями более двухсот военных железнодорожников… После освобождения в декабре 1941‑го Тихвина руководил восстановлением Волховского железнодорожного узла.

Генерал-майор Яков Майоров, в годы войны начальник политотдела управления военно-восстановительных работ № 2, вспоминал о восстановлении крупного моста через реку Сясь: «Работы здесь возглавлял Николай Артемович Наринян — всеобщий любимец, отличный организатор и руководитель. В нем органично сочетались многообразный опыт инженера, живой, ищущий ум новатора, смелость и мужество… Днем и ночью десятки немецких бомбардировщиков прилетали сюда, пытаясь помешать восстановлению. Наринян все время находился в гуще событий. Когда он отдыхал, не видел никто».

Майоров вспоминал случай: к мосту устремились немецкие бомбардировщики. Нужно было успеть опустить пролет и отвести ценный строительный кран в безопасное место. В воздухе свис­тели осколки, однако Наринян как ни в чем не бывало стоял у крана, руководя работами.

«Неподалеку разорвалась бомба, взрывной волной Николая Артемовича отбросило на кучу щебня, оглушило… Поднявшись и прихрамывая, обходя воронки, он спустился к реке и дал команду приступить к работе, благо фашистские самолеты в это время уже скрылись за горизонтом. Последние три дня, оставшиеся до открытия движения по мосту, Николай Артемович совсем не уходил отдыхать», — вспоминал Майоров.

Весь 1942 год военные железнодорожники под командованием Нариняна восстанавливали мосты и строили стальные магистрали. И всякий раз сроки были самые сжатые.

В январе 1943‑го, почти сразу же после прорыва блокады, ему было поручено возвести железную магистраль на Большую землю: она должна была пройти через освобожденное от врага южное побережье Ладожского озера и позже вошла в историю как «Дорога Победы». Справиться требовалось за 20 дней, а объем работ был колоссальным. Протяженность трассы — 33,4 км. Трудились круглосуточно, несмотря на сильные морозы, снегопады, штормовые ветра, бураны, да еще и регулярные бомбежки и обстрелы.

Бывший замполит головного ремонтно-восстановительного поезда № 10‑бис Борис Пашигорев позже вспоминал: «Первый временный мост через Неву был построен за 11 суток. Он представлял собой свайно-ледовую переправу общим протяжением 1300 метров… Общее руководство работами осуществлял опытный мостовик Н. А. Наринян. Линию связи прокладывал Связьрем № 1 под руководством инженера А. Б. Шаталова, отца будущего космонавта и дважды Героя Советского Союза. 2 февраля по мосту прошел обкаточный поезд со стройматериалами, 5 февраля был пропущен поезд с танками».

Беспрерывный артобстрел узкого железнодорожного коридора и низководного моста, бомбежки с воздуха тормозили строительные работы и эксплуатацию, но сорвать снабжение Ленинграда не смогли. Как известно, 7 февраля 1943 года с Большой земли пришел первый поезд, радостно встреченный ленинградцами.

Поскольку специалисты не были уверены в надежности временного низководного моста во время ледохода, военные строители приступили к возведению самого сложного объекта этой стройки — второго, более прочного, временного однопутного деревянного высоководного моста через реку Неву. Оба моста проработали около года, «подменяя» друг друга, когда их приходилось восстанавливать из‑за частых авианалетов и артобстрелов.

За постройку железной дороги Шлиссельбург — Поляны с двумя мостами через реку Неву более 400 строителей и железнодорожников были награждены орденами и медалями «За оборону Ленинграда», а Наринян, в то время уже майор, в марте 1943‑го был отмечен орденом Красного Знамени. Спустя полгода, в ноябре, указом президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1944 году военные железнодорожники под руководством Нариняна восстанавливали сооружения и пути на линиях Октябрьской и Эстонской железных дорог. В первые послевоенные годы Наринян отстраивал мосты в Ленинградской области, потом возводил мост «Дружба» через Дунай, ­соединявший Румынию с Болгарией, был даже награжден болгарским орденом Георгия Дмитрова. Затем сооружал мосты в Поволжье, руководил возведением автодорожного моста через Волгоградское водохранилище, на тот момент крупнейшего в стране и в Европе.

Мосты оказались семейной традицией. Ныне дело Николая Нариняна продолжает его внук — полный тезка своего деда.

Мой отец тоже пошел по его стопам, работал на строительстве мостов в Риге и в Ленинграде, — рассказал Николай Наринян. — И я в 1987 году закончил ЛИИЖТ, строил мосты, сейчас участвую в сооружении автотрассы М12, которая соединит Москву с Екатеринбургом. Моя сфера ответственности — мосты и путепроводы… А медали и ордена деда хранятся в семье его правнучки Оксаны.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#звание #герои #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7337) от 18.01.2023 под заголовком «Переправа на Большую землю».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».