Переправа на Большую землю. Как Николай Наринян получил звание Героя Социалистического Труда
Экскурсанты нередко удивляются, когда на воинской площадке Казанского кладбища в Пушкине рядом с памятниками, посвященными Героям Советского Союза, видят стелу с барельефом Героя Социалистического Труда. Что же такое надо было совершить в 1943 году, чтобы быть удостоенным такого звания?
Николай Наринян с внуками, фото 1960‑х годов. / Репродукция. ФОТО Галины ГРУЗДЕВОЙ
Имя инженера-мостовика Николая Артемовича Нариняна не самое известное в летописи битвы за Ленинград. Герой нашего повествования был родом из Нагорного Карабаха. Окончил техникум путей сообщения в Тифлисе, по направлению прибыл в Ленинград в управление Северо-Западной дороги. Потом получил образование в Ленинградском институте инженеров путей сообщения, занимался железнодорожным строительством.
Всю Великую Отечественную войну он служил в созданном 27 июня 1941 года головном ремонтно-восстановительном поезде № 3 (ГОРЕМ-3) Наркомата путей сообщения, прошел путь от старшего лейтенанта до подполковника.
Попадать приходилось в самые тяжелые ситуации. Летом 1941 года в расположение войск Красной армии в районе Кексгольма (ныне Приозерск) он вывел с боями более двухсот военных железнодорожников… После освобождения в декабре 1941‑го Тихвина руководил восстановлением Волховского железнодорожного узла.
Генерал-майор Яков Майоров, в годы войны начальник политотдела управления военно-восстановительных работ № 2, вспоминал о восстановлении крупного моста через реку Сясь: «Работы здесь возглавлял Николай Артемович Наринян — всеобщий любимец, отличный организатор и руководитель. В нем органично сочетались многообразный опыт инженера, живой, ищущий ум новатора, смелость и мужество… Днем и ночью десятки немецких бомбардировщиков прилетали сюда, пытаясь помешать восстановлению. Наринян все время находился в гуще событий. Когда он отдыхал, не видел никто».
Майоров вспоминал случай: к мосту устремились немецкие бомбардировщики. Нужно было успеть опустить пролет и отвести ценный строительный кран в безопасное место. В воздухе свистели осколки, однако Наринян как ни в чем не бывало стоял у крана, руководя работами.
«Неподалеку разорвалась бомба, взрывной волной Николая Артемовича отбросило на кучу щебня, оглушило… Поднявшись и прихрамывая, обходя воронки, он спустился к реке и дал команду приступить к работе, благо фашистские самолеты в это время уже скрылись за горизонтом. Последние три дня, оставшиеся до открытия движения по мосту, Николай Артемович совсем не уходил отдыхать», — вспоминал Майоров.
Весь 1942 год военные железнодорожники под командованием Нариняна восстанавливали мосты и строили стальные магистрали. И всякий раз сроки были самые сжатые.
В январе 1943‑го, почти сразу же после прорыва блокады, ему было поручено возвести железную магистраль на Большую землю: она должна была пройти через освобожденное от врага южное побережье Ладожского озера и позже вошла в историю как «Дорога Победы». Справиться требовалось за 20 дней, а объем работ был колоссальным. Протяженность трассы — 33,4 км. Трудились круглосуточно, несмотря на сильные морозы, снегопады, штормовые ветра, бураны, да еще и регулярные бомбежки и обстрелы.
Бывший замполит головного ремонтно-восстановительного поезда № 10‑бис Борис Пашигорев позже вспоминал: «Первый временный мост через Неву был построен за 11 суток. Он представлял собой свайно-ледовую переправу общим протяжением 1300 метров… Общее руководство работами осуществлял опытный мостовик Н. А. Наринян. Линию связи прокладывал Связьрем № 1 под руководством инженера А. Б. Шаталова, отца будущего космонавта и дважды Героя Советского Союза. 2 февраля по мосту прошел обкаточный поезд со стройматериалами, 5 февраля был пропущен поезд с танками».
Беспрерывный артобстрел узкого железнодорожного коридора и низководного моста, бомбежки с воздуха тормозили строительные работы и эксплуатацию, но сорвать снабжение Ленинграда не смогли. Как известно, 7 февраля 1943 года с Большой земли пришел первый поезд, радостно встреченный ленинградцами.
Поскольку специалисты не были уверены в надежности временного низководного моста во время ледохода, военные строители приступили к возведению самого сложного объекта этой стройки — второго, более прочного, временного однопутного деревянного высоководного моста через реку Неву. Оба моста проработали около года, «подменяя» друг друга, когда их приходилось восстанавливать из‑за частых авианалетов и артобстрелов.
За постройку железной дороги Шлиссельбург — Поляны с двумя мостами через реку Неву более 400 строителей и железнодорожников были награждены орденами и медалями «За оборону Ленинграда», а Наринян, в то время уже майор, в марте 1943‑го был отмечен орденом Красного Знамени. Спустя полгода, в ноябре, указом президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
В 1944 году военные железнодорожники под руководством Нариняна восстанавливали сооружения и пути на линиях Октябрьской и Эстонской железных дорог. В первые послевоенные годы Наринян отстраивал мосты в Ленинградской области, потом возводил мост «Дружба» через Дунай, соединявший Румынию с Болгарией, был даже награжден болгарским орденом Георгия Дмитрова. Затем сооружал мосты в Поволжье, руководил возведением автодорожного моста через Волгоградское водохранилище, на тот момент крупнейшего в стране и в Европе.
Мосты оказались семейной традицией. Ныне дело Николая Нариняна продолжает его внук — полный тезка своего деда.
— Мой отец тоже пошел по его стопам, работал на строительстве мостов в Риге и в Ленинграде, — рассказал Николай Наринян. — И я в 1987 году закончил ЛИИЖТ, строил мосты, сейчас участвую в сооружении автотрассы М12, которая соединит Москву с Екатеринбургом. Моя сфера ответственности — мосты и путепроводы… А медали и ордена деда хранятся в семье его правнучки Оксаны.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7337) от 18.01.2023 под заголовком «Переправа на Большую землю».
Комментарии