Печать без «ять». Как работала ленинградская «фабрика книги»

Трое наборщиков склонились над печатным станком, пожилой мастер потемневшим от краски пальцем указывает девушке-стажеру на раму с готовыми типографскими гранками. На этом снимке, сделанном в 1925 году неизвестным фотографом, запечатлен участок работы типографии № 2 «Печатный двор». В прессе того времени ее называли ленинградской «фабрикой книги».

Печать без «ять». Как работала ленинградская «фабрика книги» | За спинами работников – новые станки для скоростной печати, выдававшие до тридцати и более листов в минуту. Здесь, в цехе имени Ленина, печатали многотомные собрания сочинений вождя мирового пролетариата. / ФОТО из коллекции ЦГАКФФД Санкт-Петербурга

За спинами работников – новые станки для скоростной печати, выдававшие до тридцати и более листов в минуту. Здесь, в цехе имени Ленина, печатали многотомные собрания сочинений вождя мирового пролетариата. / ФОТО из коллекции ЦГАКФФД Санкт-Петербурга

«Печатный двор» был преемником работавшей до революции типографии при Государственном совете. В 1910 году она переехала в новые просторные корпуса на Петроградской стороне, в Гес­леровском переулке (ныне Чкаловский проспект, 15), построенные по образцу парижской национальной типографии. Строительство велось по проекту Леонтия Бенуа (участвовал также Людвиг Шретер).

При старом режиме здесь печатались постановления Государственной думы, отчеты и проекты Госсовета, которые затем подносили на подпись императору. Для издания малотиражных, но дорогих заказов использовали высококлассное импортное оборудование, которым не располагала ни одна другая отечественная типография.

Даже во время разрухи первых послереволюционных лет «Печатный двор» по‑прежнему занимал ведущее место, хотя и не был готов к выпуску многомиллионных тиражей. Для перевода предприятия «на новые рельсы» удалось оперативно обновить и увеличить парк печатной техники: к весне 1923 года оборудование с большим «пробегом» заменили, а общее количество станков увеличили в полтора раза. Практи­чески все закупали за границей, недаром печатные прессы малого формата называли «американками».

Как отмечалось в 1929 году в журнале «Огонек», «пролетариат выделил сюда самых лучших, самых опытных, самых квалифицированных печатников». Сюда передавали крупнейшие госзаказы — печать постановлений Совнаркома, научной, учебной, художественной литературы. В конце 1920‑х годов признанием «пальмы первенства в советском полиграфическом деле» стал заказ на печать второго и третьего издания сочинений Ленина. Багряно-красные тома с узнаваемым профилем на обложке печатали на белоснежной бумаге высшего сорта «Верже».

Для сложной и крупноформатной печати использовали линотипы — гибрид пишущей машинки и типографского станка. Они отливали готовые строки текста из специального типографского сплава. А вот для мелких работ по‑прежнему применяли ручной набор — подбор строк из металлических литер установленного формата.

Существенно облегчила труд наборщиков орфографическая реформа 1917–1918 годов, упростившая русскую грамматику. Из русского алфавита был изъят весь «архаический балласт» вроде буквы «ять» и твердого знака на конце слов.

Экономический эффект этих преобразований наглядно показал известный филолог и публицист Лев Успенский: «Если бы все твердые знаки, бессмысленно рассыпанные по томам «Войны и мира», собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страничек… Если на набор «Войны и мира» требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни твердые знаки… Так сами подумайте, что произошло бы, если твердый знак не был в свое время… лишен всех своих старых прав и посажен за нынешнюю скромную работу…».

В наши дни о работе некогда крупнейшего предприятия напоминают лишь старые стены: бывшие цеха, признанные КГИОПом памятниками истории и культуры, сданы в аренду под офисы, склады, торговые и производственные помещения.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#типография #история #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 39 (7122) от 04.03.2022 под заголовком «Печать без «ять»».


Комментарии