Памятник императрице Марии Федоровне поставили на средства жителей Павловска и Николая II

Перед нами — двойная открытка, выпущенная в 1911 году с целью сбора средств на возведение памятника императрице Марии Федоровне в Павловске. И хотя деятельность выпустившего ее издательства Общины св. Евгении изучена исследователями неплохо, упоминания об этой открытке нет ни в современных справочниках, ни даже в собственных каталогах издательства.

Памятник императрице Марии Федоровне поставили на средства жителей Павловска и Николая II | ФОТО из коллекции автора

ФОТО из коллекции автора

Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, много сделала для благоустройства Павловского парка и развития города Павловска, там же в 1828 году она ушла из жизни… Впервые идея установки монумента в ее честь возникла еще в 1835 году у ее сына великого князя Михаила Павловича, затем в 1876 году — у ее внучки великой княжны Екатерины Михайловны и, наконец, в 1895 году — у Константина Карловича Грота, основателя и создателя системы попечения над слепыми в России.

Его инициативу поддержал великий князь Константин Константинович, правнук Марии Федоровны, владелец Павловска, известный поэт и драматург, творивший под псевдонимом «К. Р.».

Под председательством К. К. Грота было учреждено «совещание» по установке памятника, состоявшее преимущественно из жителей Павловска. Была объявлена подпис­ка, в которой приняли участие Николай II и члены царской фамилии. Однако в 1897 году из‑за смерти председателя «совещания» сбор средств был приостановлен, возобновили его только в 1910‑м. Тогда было запланировано приурочить открытие памятника к празднованию 300‑летия дома Романовых.

Так случилось, что как раз в 1909 году община выпустила небольшую брошюру о Павловске, написанную историком искусства В. Я. Курбатовым. В процессе дальнейшей подготовки путеводителя по этому пригороду ему посчастливилось обнаружить «за шкафами архива городского правления» чертежи архитекторов XIX века, в том числе проект К. И. Росси с надписью «Pavillion Marie», датированный 1816 годом («СПб ведомости» рассказывали об этом эпизоде в публикации «Путеводитель для гимназис­тов» в номере от 24 января 2025 г.). Это был неосуществленный проект павильона, который императрица Мария Федоровна предполагала возвести в парке в память о своей дочери великой княжне Марии Павловне, которая провела в Павловске медовый месяц.

5443160295473279353.jpg
Тексты на оборотной стороне открытки подготовил В. Я. Курбатов, он особенно отмечал заслуги императрицы Марии Федоровны в создании Павловского парка. «Чем далее, тем более красоты его будут цениться и привлекать отовсюду туристов и дачников. Статуя императрицы в беседке, сооруженной по проекту Росси, замечательного архитектора ее эпохи, является счастливым решением задачи увековечивания памяти создательницы Павловска»./ФОТО из коллекции автора

Управляющий Павловском Э. Э. Геринг, в присутствии которого В. Я. Курбатов нашел рисунок, показал находку великому князю Константину Константиновичу. В архивном документе сообщается: «Его Императорскому Высочеству рисунок очень понравился, и великий князь приказал мне отвезти его немедленно В. А. Беклемишеву (скульптору, которому была заказана статуя для памятника императрице Марии Федоровне. — Н. М.) и председателю совещания К. Я. Гроту (племяннику К. К. Грота, первого председателя совещания. — Н. М.)… И В. А. и К. Я. нашли превосходным рисунок, а беседку вполне подходящей для постановки в ней статуи Марии Федоровны».

В дневнике великого князя от 16 мая 1911 года также имеется запись об этой находке: «Недавно в архиве Правления отыскали рисунок Росси, неосуществленный проект Pavillion Marie. Им хотим воспользоваться. На площадке сколотили из досок подобие рисунка в настоящую величину. Беклемишев из гипса вылепил статую императрицы и поставил под этим сооружением. Выходит очень хорошо». Воплощение проекта К. И. Росси в жизнь было поручено архитектору К. К. Шмидту.

Курбатов подсказал Э. Э. Герингу мысль об издании открытки, средства от реализации которой пошли бы на сооружение памятника. Именно тогда она и была издана: на ней воспроизвели эскизный проект К. И. Росси и гипсовую модель статуи работы В. А. Беклемишева.

Весь тираж — 500 экземпляров — издательство общины передало Павловскому городскому управлению. Однако этот способ привлечения средств не смог покрыть постоянно растущую стоимость работ.

К началу 1914 года было собрано 30 тысяч рублей. Такая сумма требовалась тремя годами ранее, однако теперь общая стоимость проекта возросла уже до 39 тысяч рублей. Организаторы сбора обратились с докладной запиской на имя Николая II, и император собственноручно начертал на ней: «Жертвую недостающие 9000 руб­лей. Н.».

Памятник изготовили уже после начала Первой мировой войны, поэтому торжества по поводу его открытия осенью 1914 года прошли незаметно. В годы Великой Отечест­венной войны павильон и памятник уцелели. И сейчас жители и гости Павловска могут любоваться подлинным монументом, воздвигнутым более ста лет назад.

Читайте также:

На стратегическом направлении. Как строили железнодорожный мост через Волхов

«Без уважения»: отставному дипломату не помогли даже жалобы самодержцу


#памятник #история #Павловск

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7946) от 11.07.2025 под заголовком «Как императрица вернулась в Павловск».


Комментарии