От потомков вольных плотников. Благодарные охтяне воздвигли памятник Петру

Сентябрьским утром 1911 года под звуки полкового оркестра в начале Большеохтинского проспекта был открыт памятник Петру I. Его установили у ограды храма Сошествия Святого Духа. Эта церковь считалась одной из наиболее почитаемых местных святынь, ее главным украшением была старинная икона преподобного Иосифа Древодела, которую поселенцы получили в дар от первого российского императора.

От потомков  вольных плотников. Благодарные охтяне воздвигли памятник Петру | Открытие памятника Петру Великому в сентябре 1911 года на Охте. / © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д 13773.

Открытие памятника Петру Великому в сентябре 1911 года на Охте. / © Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д 13773.

Мысль о сооружении монумента «старейшие и почетные обыватели» Охты лелеяли не один год. Правда, не обошлось без бюрократических проволочек. «Ныне, когда памятник-бюст совершенно готов и поставлен на гранитном пьедестале, … является какое‑­то препятствие к его открытию. Бюст-памятник остается покрытым брезентом и в лесах», — сообщал «Петербургский листок» в октябре 1910 года.

Торжественная церемония ­состоялась только спустя год, 25 сентября. Открытие монумента приурочили к 190‑летию Охтинских поселений: в 1721 году поблизости от «старых Канцев» (разрушенной шведской ­крепости Ниеншанц) по указу Петра начали селиться переведенцы (так называли людей, переселенных властями на новое место) и вольные плотники — работники Партикулярной и Охтинской верфей. Мастеров набирали из городов Вологодской, Архангельской и Ярославской губерний.

«С утра Охта принарядилась: мостовые посыпали песком, дома убрали флагами. Площадку возле церкви Св. Духа, где сооружен памятник, украсили зеленью, флагами и растениями», — сообщали «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства и полиции». По обеим сторонам проспекта от храма к памятнику «шпалерами» выстроились участники торжества — в основном «коренные охтяне». Сюда же прибыла учебная команда расквартированного неподалеку 145‑го пехотного Новочеркасского полка со знаменем и полковым оркестром.

После окончания богослужения завесу сняли, и «обнажился чудной работы памятник»: бронзовый бюст работы Ильи Гинцбурга на красно-сером полированном граните, украшенном надписью «Петру Первому — благодарные охтяне». Государь был изображен в мундире, с лентой через правое плечо и звездой Андрея Первозванного.

Охтянам действительно было за что испытывать благодарность к первому российскому реформатору. За переселенцами был сохранен статус вольных работников, их освобождали от податей, а помимо казенного жилья на семью выделяли участок распаханной земли «под огороды», по три четверти муки и по два ­рубля…

К началу ХХ века Охта, находившаяся за чертой города, представляла собой, по словам современников, «отдельный мирок столяров, токарей, резчиков по дереву, позолотчиков и других рабочих, у которых хозяин и рабочий не отделяются резко друг от друга». Здесь сохранялся особый, патриархальный, уклад, проживало много старообрядцев. Недаром обозреватель журнала «Огонек», говоря об открытии памятника Петру, назвал Охту «захолустной».

Кстати, как раз в период подготовки и открытия монумента городские власти активно обсуждали вопрос об окончательном включении Охты в состав города. Рядом с Охтинским мысом развернулась «большая стройка»: между левым и правым берегами Невы возводили мост Петра Великого. Движение по нему началось через два месяца после открытия памятника. После этого облик Охты стал быстро меняться: на месте поселка с «мелкими деревянными домами» постепенно вырос новый промышленный район…

Несколько слов о самом памятнике. Его отливкой занималась мастерская известного литейщика Василия Гаврилова, чьи работы славились высоким качеством материала, пластичностью и вниманием к деталям отделки. Наиболее известная из них — монумент «Стерегущему» на Петербургской стороне.

Увы, памятник Петру на Охте постигла участь многих изваяний, после революции 1917 года признанных «старорежимными» и «идеологически чуждыми». По некоторым данным, бронзовый бюст был убран в 1919 году, а во время уничтожения Святодуховской церкви в 1932 – 1933 годах демонтировали и постамент.

Любопытно, что ­мастерская Василия Гаврилова ­работала до 1936 года, после чего вошла в состав завода ­«Монументскульптура». Жизнь известного литейщика оборвалась в блокадном Ленинграде в 1942 году…

Возвращение бронзового ­Петра на Охту состоялось в мае 2003 года во время празднования 300‑летнего юбилея нашего города. Памятник был воссоздан по архивным материалам с небольшими изменениями. А вот ­место вокруг него теперь выглядит совершенно иначе: фоном служит многоэтажка эпохи «развитого социализма».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#Петр I #памятник #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «От потомков вольных плотников ».


Комментарии